Афганистан - Узбеки - Быт узбеков

24 октября 2010


Оглавление:
1. Узбеки
2. Быт узбеков
3. Антропологический тип
4. Узбекская кухня
5. Семейные обряды
6. Известные узбеки
7. Фотогалерея



Узбеки издревле занимаются земледелием, торговлей, ремесленничеством. В земледелии достигшая высокого уровня агротехника сочеталась с примитивными орудиями и архаической ирригацией. Возделывали главным образом зерновые, зернобобовые, овощные, бахчевые, масличные, садовые, кормовые, технические. Абрикос, виноград, тут, дыня наряду с зерновыми и зернобобовыми имели большое значение в питании населения. Их употребляли как в свежем, так и в сушёном и вяленом виде. Курага и изюм экспортировались в Россию и Сибирь. Товарной культурой в ещё большей степени был хлопчатник. Товарной отраслью было и шелководство, которым занимались в основном женщины. Земледельческие работы выполняли преимущественно мужчины. Женщины участвовали в сборе хлопка, сборе и переработке фруктов, винограда и тутовых ягод, а также дынь. В предгорьях и степях на землях нерегулярного орошения и неполивных возделывали пшеницу, ячмень, просо, кунжут, лён, бахчевые, а также люцерну. Богарная пшеница, славившаяся своими вкусовыми качествами, находила широкий сбыт в городах.

Традиционная риштанская керамическая посуда

Скотоводство в оазисах из-за недостатка корма имело лишь потребительское значение; здесь держали рабочий и транспортный скот, минимум молочного и мясного. В Бухарском и Каршинском оазисах богатые люди, нанимая чабанов, разводили на отгонных пастбищах в степи каракульских овец, шкурки новорождённых ягнят которых шли на вывоз. Скотопромышленники, как и крупные торговцы, были в основном из среды оседлого населения — таджиков и узбеков. В предгорной и особенно в степной зонах у узбеков скотоводство было одним из основных занятий. Овцеводство и отчасти коневодство имели товарное направление. Коз, крупный рогатый скот, местами и верблюдов разводили главным образом для собственных нужд. Верблюды использовались и для купеческих караванов. Выпас скота был мужским делом, а женским — ведение молочного хозяйства, обработка шерсти и шкур и изготовление различных изделий из них.

В городах и крупных торгово-ремесленных селениях были представлены разнообразные виды ремесла, а в небольших селениях лишь отдельные виды. В семьях ремесленников женщины помогали мужьям, выполняя отдельные операции, подготовляя полуфабрикаты. Были распространены и женские промыслы.

С 1960-х годов результаты реорганизации сельского хозяйства были противоречивыми. Механизация и химизация земледелия, введение новых сортов и новой агротехники, хотя и повысили производительность труда и урожайность, но привели к утрате многих достижений веками разработанной народом агротехники и селекции. Монокультура хлопчатника в земледелии орошаемой зоны отрицательно сказалась на других культурах и на содержании скота, что привело к резкому ухудшению питания населения.

Строительство крупных водохранилищ в Голодной степи, Центральной Фергане, Каршинской и Шерабадской степях позволило расширить площади посевов хлопчатника, но вместе с тем имело тяжкие последствия: оно ускорило гибель Арала, уменьшило площадь пастбищ для выпаса овец, вынудило для освоения новых земель переселить горцев в знойные степи. Адаптация их к новым условиям протекала тяжело. Переселение горцев повлекло за собой и утрату их традиционной культуры, их хозяйственных навыков. Подобно тому как монокультура хлопчатника отрицательно сказалась на других отраслях земледелия, так примат каракулеводства в овцеводстве привёл к утрате или порче ценных мясо-сальных пород овец, а также резко ухудшил уровень жизни населения.

На формирование особенностей быта и культуры узбеков оказали глубокое воздействие общинные традиции — выработанные веками навыки организации коллективных работ, твёрдые правила земле и водопользования. В городах и крупных торгово-ремесленных селениях сложились квартальные общины — махалля и объединения ремесленников по профессиям. Члены общины были связаны между собой не только соседством, но и родственными узами. У полукочевых Узбеков, сохранявших родо-племенное деление, община внешне имела форму родовой. Однако как соседской, так и «родовой» общине было свойственно глубокое социальное расслоение. Устойчивости общинных традиций способствовала неразделённая семья, когда, стремясь не дробить землю и скот, сыновей после женитьбы не выделяли. Были характерны неравноправие и затворничество женщин, особенно среди городских узбеков. Однако в урегулировании внутренней жизни семьи и квартальной общины, особенно в проведении обрядов жизненного цикла, отдельные женщины играли видную роль и пользовались авторитетом.



Просмотров: 55655


<<< Туркмены в Афганистане
Узбеки в Афганистане >>>