Афганистан - Узбеки
24 октября 2010Купить inflave оригинальные inflave air купить.
1. Узбеки
2. Быт узбеков
3. Антропологический тип
4. Узбекская кухня
5. Семейные обряды
6. Известные узбеки
7. Фотогалерея
Узбеки тюркоязычный народ. Являются основным и коренным населением Узбекистана, достаточно большие группы автохтонных узбеков живут в северном Афганистане, северо-западном, северном, западном Таджикистане, в южном Казахстане, южной Киргизии, северной и восточной Туркмении. Значительные группы узбекских трудовых, экономических и политических мигрантов имеются в России, США, Турции, Украине, странах ЕС. Верующие мусульмане-сунниты. Узбеки традиционно заняты земледелием. Более 60 % населения Узбекистана проживает в сельской местности.
Этногенез узбеков
Этногенез узбеков протекал в Мавераннахре и сопредельных районах. В формировании узбеков принимали участие древние народы Средней Азии согдийцы, бактрийцы, хорезмийцы, ферганцы, сако-массагетские племена, восточные иранцы, эфталиты.. С продвижением кочевых племён Северо-Восточной и Центральной Азии тюркоязычные племена стали проникать в Среднеазиатское междуречье на рубеже I-II веков. Со времени вхождения Средней Азии в состав Тюркского каганата численность тюркоязычного населения стала возрастать.
В раннем средневековье на территории Среднеазиатского междуречья сформировалось оседлое и полукочевое тюркоязычное население, находившееся в тесном контакте с ираноязычным согдийским, хорезмийским и бактрийским населением. Активные процессы взаимодействия и взаимовлияния привели к тюрко-согдийскому симбиозу.
Арабское завоевание второй половины VII первой половины VIII века оказало определенное влияние на ход этнических процессов в Средней Азии. Исчезли согдийский, бактрийский, хорезмийский языки и их письменность вместе с тюркской рунической к Х веку вышла из употребления. Основными языками оседлого населения стал персидско-таджикский и тюркский.
В последующие века основным этнокультурным процессом было сближение и частичное слияние ираноязычного и тюркоязычного населения. Процесс начала формирования этноса, впоследствии ставшего основой узбекcкой нации, особенно активизировался в XI—XII веках, когда Средняя Азия была завоёвана объединением тюркских племён, возглавляемы династией Караханидов.
Новая волна тюркских племён влилась в состав населения Средней Азии после монгольского завоевания XIII века. Этноним узбек появился значительно позднее, после завоевания и частичной ассимиляции в её среде дештикыпчакских кочевников, пришедших в Мавераннахр на границе XV—XVI веков во главе с Шейбани-ханом из сыр-дарьинских степей нынешнего Казахстана.
Тюркоязычное население Среднеазиатского междуречья, сложившееся к XI—XII вв. составило основу узбекского народа. Последней волной тюркоязычных кочевников, влившихся в состав населения этого района явились дештикипчакские узбеки, пришедшие в конце XV века вместе с Шейбани-ханом.
Как известно, тюркоязычные кочевые и полукочевые племена узбеков, пришедшие в Среднюю Азию в XVI в., застали здесь уже многочисленное тюркское и тюркизированное население, которое сформировалось на протяжении длительного исторического периода. Дештикипчакские узбеки включились в это тюркоязычное население, передав ему свое имя, лишь как последнее, наиболее позднее этническое напластование.
Нужно отметить, что основной процесс формирования современного узбекского народа протекал не на степных пространствах севера Средней Азии и Казахстана, а в земледельческих областях Ферганы, Зеравшанской, Кашка-Дарьинской и Сурхан-Дарьинской долин, а также Хорезмского и Ташкентского оазисов; исконное население указанных областей были древнейшими предками современных узбеков. В результате длительного процесса этнического сближения и культурно-хозяйственных взаимосвязей населения степей и земледельческих оазисов здесь и сформировалась узбекская народность, впитавшая элементы этих двух миров .
К началу 20 века после упразднения Кокандского ханства, Бухарского эмирата и Хивинского Ханства в междуречье Сырдарьи и Амударьи образовалось неоднородное по своему языку, культуре и образе жизни население состоящее из множества разрозненных мелких племен условно разделяемых на три группы.
С точки зрения национальной идентичности и значения этнонима, следует отличать современных узбеков от узбеков периода XV—XIX столетий. Современные узбеки являются потомками как минимум трех этнических общностей :
— дашти-кипчакских кочевых узбеков, в основной своей массе мигрировавших в регион Средней Азии в начале XVI в.;
— примкнувших к ним местных тюркских племен и родов из числа т. н. чагатайских, а также огузских тюрских племен и родов;
— сартов, состоящих из оседлого тюркоязычного, преимущественно городского, населения и происходящих из тюрок, отошедших от кочевого образа жизни и утерявших свою родоплеменную принадлежность, а также из тюркизированных таджиков.
Первая и вторая группа численно преобладала, населяя равно как степные территории так и города и крупные селения и исторически обладавшее большим политическим весом.
Представители третьей группы населяла исключительно большинство городов и крупных селений;
Каждый из этих групп а в особенности первая и вторая группа в свою очередь разделялась на множество родов и племен постоянно конкурировавших между собой. Часто эта конкуренция переходила в длительную межородовую вражду. После оккупации среднеазиатских государственных образований со стороны России в 19 веке процесс национальной консолидации представителей всех трех групп значительно усилился. Однако в начале XX в. они все ещё не представляли собой единого народа. Они подразделялись на оседлых жителей городов и земледельческих селений и скотоводов кочевников или полукочевников, сохранявших деление на племена и роды. Первые называли себя по наименовании местности, где они проживали: ташкентцы, кокандцы, хивинцы бухарцы, самаркандцы и т. д., вторые в соответствии с родоплеменной принадлежностью: кураминцы, мангиты, иронийцы, кунградцы, локайцы, дурмены минги, юзы, барласы, катаганцы, карлуки и так далее всего было около 92 племен. Так, например, узбекское племя уйшун, группы которого известны в Ташкентском и Самаркандском оазисах, возводит свое происхождение к усуням. Во всяком случае у узбеков племя уйшун считалось одним из самых древних среди 92 узбекских племен и пользовалось определенными привилегиями. После октябрьской революции 1917 года в Средней Азии как и во всей бывшей Российской империей начался процесс национального размежевания. Ещё до окончательного национально-территориального раздела возник ряд трудностей с названием будущих национальных образований. Лишь наименования окраинных республик − Киргизская, Кара-Кыргызская, Туркменская, Таджикская и ряда автономных национальных областей не вызывали возражений этнического характера. Наименование центра региона междуречья Амударьи и Сырдарьи вызывало много споров ввиду неоднородного происхождения и однозначно не относящегося ни к одному из национальных образований имевшихся на тот момент. Одним из вариантов общего названия нового союза мелких племен и народностей являлся туркестанцы, чагатайцы и даже просто тюрки. Между тем, сарты, как уже было отмечено выше, в большинстве своем являлись тюркизированными персами.
Однако подобные этнические термины для названия нового государственного образования по разным причинам не получили одобрения. Решено было согласиться с предложением общим для всего населения республики наименованием − «узбеки», а её назвать Узбекской ССР. Но против этого были многие местные партийные и советские работники, выдвигавшие радикальные проекты размежевания Туркестанской АССР. Так, например, «группа делегатов XXII съезда Советов Туркестанской Республики от Ферганской области в письме на имя ЦК ВКП, Средазбюро ЦК ВКП и ЦК Компартии Туркестана предлагала выделить особую автономную область Ферганы с непосредственным подчинением РСФСР»13. Как видно из анализа материалов объединенного заседания Средазбюро ЦК ВКП от 29 апреля 1924 г. еще на первом этапе подготовки национально-территориального размежевания поднимался вопрос о целесообразности образования не только Таджикской автономии, но и союзной республики ,.
Против несоответствующего реалиям объединения выступили многие политические лидеры и племенные вожди Хорезмской Народной Советской Республики, Ферганской долины и других гомогенных территорий, которые не хотели принимать новый этноним, исторически и этнически лишающий их сложившихся веками племенных и родовых названий. В этой связи центральными и местными советскими и партийными органами были введены принудительные меры, чтобы все многочисленные тюркоязычные племена, роды, а также таджики и сарты, которые по своей численности составляли абсолютное большинство жителей Средней Азии, приняли узаконенный СредАзбюро ЦК РКП для населения образованной республики новый этноним − «узбек». Было дано указание при проведении переписи населения и в статистических материалах название «сарт» заменять на термин «узбек». Статистическим работникам, а при переписи − счетчикам строго вменялось исключать слово «сарт» и другие племенные и родовые названия и заменять их на единое для всех обозначение − «узбек». Поскольку на ассимиляцию представителей исконных народов, включенных в состав Узбекской ССР, − тюркоязычных племен и родов, а особенно таджиков и сартов, требовалось длительное время, то в оборот были введены понятия: «кочевой узбек» − для первых и «оседлый узбек» − для вторых, то есть для коренных таджиков и сартов ,.
В 1924 году в результате национально-государственного размежевания было образована Узбекская ССР в составе СССР. Именно тогда за её основным населением утвердилось название «узбеков» .
Традиционно считается, что существует 92 рода и племени узбеков Дешт-и-Кипчакского происхождения, составивших будущую узбекскую нацию. Но, как установил современный историк Т.Султанов эти 92 «рода» включают в себя «названия большинства тюркских и некоторых нетюркских этносов, населявших Среднюю Азию в то время»..
Именно поэтому, как свидетельствует авторитетный антрополог К.Кун, современные узбеки являются весьма неоднородным в расовом отношении этносом, среди них есть представители как «чрезвычайно европеоидных» так и «сильно монголоидных» и множество «смешанных в разной степени» индивидуумов..
Просмотров: 55650
|