Афганистан - Таджики - Этноним

24 октября 2010


Оглавление:
1. Таджики
2. Этноним
3. Расселение
4. Язык
5. Религия
6. Физические особенности
7. Известные представители



Происхождение термина. Этногенез таджиков

Согласно наиболее обоснованной версии, этноним تاجيک tāǰīk связан происхождением со среднеперсидским tāzīg «араб», совр. перс. تازی‎ или соответствующим согдийским словом, как на востоке иранского мира называли вторгшиеся под знаменем джихада в VIII веке арабские армии. В мусульманском завоевании Средней Азии рядом с собственно арабами массово участвовали и персоязычные новообращённые мусульмане из Фарса, Загроса и Хорасана. Персидский язык, родственный распространённым здесь согдийскому и бактрийскому, оказался не только языком господствующего слоя расселявшихся персоязычных завоевателей, но и языком исламской проповеди и стал вытеснять местные языки, положив начало персоязычной мусульманской общности современных таджиков.

Контактировавшие с мусульманским миром тюрки усвоили иранское название этой общности в виде täžik и использовали его для обозначения земледельческого ираноязычного населения, обращённого в ислам. В словаре Махмуда Кашгари слово тежик трактуется уже как «перс». В таком значении оно вошло в тибетский и китайский язык. Захватившие Среднюю Азию тюрки Караханиды широко использовали слово тежик для обозначения подвластного оседлого иранского населения, противопоставленного тюркам как носителям кочевых традиций. Примечательно, что аналогичное употребление сложилось на другом конце иранского мира, где то же по происхождению слово tačik стало обозначать всех мусульман в армянском языке.

До эпохи Тимуридов в персидском языке широко употреблялся вариант tāžīk. Изменение в tāǰīk обязано, по всей видимости, влиянию чагатайского языка, предка современного узбекского, где персидскому ž регулярно соответствует ǰ.

В средневековой литературе. История таджиков

Держава Саманидов в расцвете могущества

Распространению ислама, персизации и развитию новоперсидского языка и литературы на нём, изначально поэтической, оказывали широкую поддержку правившие Средней Азией в IX—X веках из Бухары Саманиды — династия иранского происхождения, держава которых в современном Таджикистане рассматривается как первое «таджикское государство». Новоперсидский язык распространяется на всём пространстве востока иранского мира и быстро вытесняет восточноиранские языки, сохранившиеся только в изолированных горных областях у ягнобцев и памирских народов. Поскольку для термина таджик изначально была более значима отрицательная коннотация, к восточноиранскому оседлому населению Памира также широко применялся этот этноним, наследие чего наблюдается и по сию пору. Для уточнения, памирцев называют «горными таджиками», а в Китае под «таджиками» до сих пор понимают сарыкольцев Синцзяна.

Постепенно при правлении тюркских династий, изначально тюркский внешний этноним входит в оборот и как самоназвание иранцев, прежде всего на Востоке, где контакты с тюркским миром были особенно интенсивны, и где широко разворачивались процессы тюркизации оседлого населения и образования новой тюркоязычной общности, ставшей основой этногенеза узбеков, противопоставленных персоязычным таджикам. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX — начале XX веков, называл таджиков племенем арийского происхождения, составляющим ядро населения Бухары, Афганистана, Балха, Сегестана, Хивы. Об этнониме «таджик» ЭСБЭ писал:

Слово таджик означает «увенчанный»; это показывает, что в прежнее время им принадлежала власть в тех местах. Во многих странах Арало-Каспийской покатости таджики называют себя «парсиван», то есть персиянами; они действительно являются остатками первоначального персидского населения Средней Азии.

В классической персидской литературе термин таджик чаще упоминается именно как противопоставление тюрку. Например, Саади пишет:

« 'شاید که به پادشه بگویند
'ترک تو بریخت خون تاجیک

Šāyad ki ba pādšāh bigōyand
Turk-i tu birēxt xūn-i Tāǰīk

Следует сказать шаху:
«Твой тюрк пролил кровь таджика».
»

Современное употребление

Флаг Таджикистана

Официальное закрепление широко употреблявшегося термина таджик в качестве «национальности» произошло в XX веке при осуществлении советского «национального строительства» и проведении национального размежевания.

В 1924 году была образована Таджикская АССР со столицей в новом городе Душанбе в составе Узбекской ССР, в которой таджики, из которых памирские народы не выделялись, объявлялись титульной нацией. В 1929 году Таджикистан был выделен в отдельную советскую республику — прямую предшественницу современного независимого Таджикистана.

В виду отсутствия целенаправленного построения отдельных наций, национальное самоопределение таджиков Афганистана не отличается такой чёткостью, и основывается прежде всего на противопоставлении себя пуштунам и другим народам как персоязычных носителей оседлой культуры.

В Китайском Синцзяне «таджиками» называют сарыкольцев — один из памирских народов, представители которого обычно не знают персидского языка.

Представители таджикской национальной интеллигенции традиционно отвергают академическую «арабскую» версию происхождения этнонима таджик и берут на вооружение распространённую c XIX века народную этимологию, связывающую его со словом تاج «корона». Царская корона попала даже на флаг независимого Таджикистана. Однако, с точки зрения семантики, таджикской морфологии и исторического употребления, трактовка таджиков как «коронованных» сомнительна, и связь этнонима с короной остаётся лишь красивым созвучием.



Просмотров: 45870


<<< Таймани