Афганистан - Т-34-85 - Конструкция и компоновка танка Т-34-85

24 марта 2011


Оглавление:
1. Т-34-85
2. История
3. Конструкция и компоновка танка Т-34-85
4. Боевое применение
5. Страны, имевшие танк на вооружении
6. Серийные варианты, модернизация и модификации танка Т-34-85
7. Машины на базе Т-34
8. Т-34-85 в компьютерных играх



С принятием на вооружение завершающей модификации танка Т-34-85, все серийные танки Т-34, предшествующих выпусков,, получили единое обозначение Т-34-76. В отличие от своего предшественника Т-34-76, Т-34-85, с пушкой С-53, имел трехместную башню увеличенного размера, что позволило увеличить объём боевого отделения, разместить более мощную пушку, дополнительного члена экипажа и освободить командира танка от роли наводчика, для более эффективного координирования действий экипажа.
Первые танки Т-34-85, постройки завода № 112, «Красное Сормово», с пушкой Д-5Т, имели двухместную башню, несколько отличающуюся конструктивно от башни разработки завода № 183. Пушка Д-5Т занимала много места, что не позволило разместить дополнительного заряжающего.

Примечание: Танки Т-34-76, завершающих серий выпуска, имели трёхместную башню с командирской башенкой. Наводчик орудия именовался: «командир башни», или «башнёр».

Броневой корпус танка Т-34-85.

Компоновка корпуса

Внутренний объём корпуса условно разделён на четыре секционных отделения: отделение управления, в передней части корпуса; боевое отделение, в средней части корпуса; отделение силовой установки, в задней части корпуса; отделение силовой передачи, в кормовой части корпуса. Боевое отделение, отделения силовой установки и силовой передачи отделены одно от другого съёмными стальными перегородками.

В отделении управления размещены:

  • Механик-водитель, по ходу слева и пулемётчик — справа;
  • регулируемое по высоте сиденье механика-водителя и сиденье пулемётчика;
  • рычаги и педали приводов управления агрегатами и системами силовой установки и силовой передачи; контрольно-измерительные приборы, контролирующие работу двигателя и электрооборудования.
  • приборы, контролирующие работу двигателя и электрооборудования;
  • лобовой пулемёт в шаровой установке; часть боекомплекта; аптечка; ЗИП.
  • два баллона со сжатым воздухом для воздушного запуска двигателя;
  • часть боекомплекта;
  • два ручных углекислотных огнетушителя;
  • аптечка;
  • часть ЗИП.

Перед механиком-водителем расположены: два баллона со сжатым воздухом для воздушного запуска двигателя; щиток с контрольными приборами; левый и правый рычаги управления; кулиса коробки передач; рукоятка ручной подачи топлива; педаль подачи топлива; педаль тормозов с защёлкой; педаль главного фрикциона.
Слева от водителя, на бортовой стенке, установлен электрощиток на котором расположены: кнопка пуска электростартера; тахометр; спидометр. Под электрощитком закреплены два ручных углекислотных огнетушителя.
В боевом отделении корпуса и броневой башни, размещены:

  • По ходу танка, слева от пушки, наводчик орудия, за ним — командир танка; справа от пушки — заряжающий;

В боевом отделении корпуса, размещены:

  • внизу, установлен форсуночный подогреватель системы подогрева;
  • в ящиках укладывалась основная часть боекомплекта;
  • по дну боевого отделения проходят тяги приводов управления механизмами танка.
  • по бокам секции боевого отделения, за вертикальными фальшбортами из листовой стали, размещены нижние, между шахтами пружинных амортизаторов подвесок опорных катков, и верхние топливные баки.

В отделении силовой установки расположены:

  • в середине отделения, вдоль продольной оси, расположена подмоторная рама для крепления «V-образного» дизеля «В-2»;
  • по бокам от двигателя расположены, водяные радиаторы, аккумуляторные батареи, масляный радиатор — установлен на левом водяном радиаторе, масляные баки и средние топливные баки.
  • в крыше отделения силовой установки, выполнен люк для доступа к двигателю и люк для прохода воздуха к радиаторам — воздухоприток, закрываемый жалюзи;
  • по днищу отделения проходят тяги управления танком.

В отделении силовой передачи расположены:

  • агрегаты силовой передачи;
  • электростартёр;
  • два воздухоочистителя и кормовые топливные баки.
  • в крыше над отделением силовой передачи, выполнен люк-воздухоотвод, закрываемый жалюзи с сеткой;
  • верхний кормовой бронелист выполнен откидным, имеет люк для доступа к агрегатам силовой передачи.
  • ящик для инструмента и запасных частей, установлен на горизонтальной полке правого борта.

Конструкция корпуса.

Корпус танка — сварной, состоит из следующих основных частей: лобовой части; бортов; кормовой части; днища и крыши.

Броневые листы корпуса выполнены из катаной брони, соединены между собой электросваркой, имеют толщины и углы наклона, соответственно: верхний лобовой — 45 мм, 60°; нижний лобовой — 45 мм, 53°; верхний кормовой — 45 мм, 48°; нижний кормовой — 45 мм, 45°; верхние бортовые — 40°. Передний лист днища толщиной 20 мм, остальные — 13 мм. Крыша толщиной 20 мм.

Лобовая часть корпуса. Состоит из верхнего и нижнего лобовых бронелистов.

Примечательно, то что по мере производства танков Т-34-85, балка носовой части корпуса, соединяющая верхний и нижний лобовые листы, уменьшалась в размерах, а на машинах поздних выпусков была изъята — верхний и нижний лобовые листы сваривались встык.

На верхнем лобовом листе справа, прорезана амбразура для шаровой установки лобового пулемёта и приварена броневая защита, слева, прорезан люк для входа и выхода механика-водителя, закрываемый крышкой. В крышке люка механика-водителя выполнены два окна для установки смотровых приборов наблюдения, закрытых броневыми крышками, открываемых механическим приводом от внутренней рукоятки. По бокам от буксирных крюков, выполнены резьбовые отверстия, закрываемые броневыми заглушками на резьбе. Через эти отверстия обеспечивается доступ к хвостовикам «червяков» механизма натяжения гусениц.

Борта корпуса. Состоят из нижних вертикальных и верхних наклонных бронелистов, к которым приварены горизонтальные полки. К нижним сторонам наклонных бронелистов, с внешней стороны, приварены горизонтальные надгусеничные полки, которые совместно с горизонтальными полками корпуса, образуют грязезащитные крылья, служат местом для расположения ящиков ЗИП и опорой для десантников.

На надгусеничной полке левого борта установлен ящик с инструментом и запасными частями для пушки.

На надгусеничной полке правого борта: установлен ящик для инструмента и запасных частей; закреплены запасные траки для гусениц; уложен один или два буксирных троса.

На левом наклонном бронелисте корпуса установлены: впереди — кронштейны фары и сигнального тифона; в кормовой части — кронштейны крепления двух запасных, небронированных баков, один для топлива, другой для масла.

На правом наклонном бронелисте корпуса установлены: впереди — кронштейн вывода радиоантенны; в кормовой части — кронштейны крепления двух запасных небронированных топливных баков.

Топливо и масло, находящееся в запасных, небронированных топливных баках, расходуется до вступления танка в бой.

В каждом нижнем вертикальном листе выполнены отверстия для прохода торсионных осей подвески балансиров опорных катков, вырезы для цапф балансиров. С внешних сторон, к нижним вертикальным листам приварены кронштейны для крепления резиновых упоров, ограничивающих перемещение опорных катков вверх. С внутренней стороны вертикальных бронелистов приварены шахты для пружинных амотизаторов подвесок опорных катков. Между шахтами для амортизационных пружин подвесок 2-й и 3-й пар опорных катков, по бокам секции боевого отделения, оборудованы отсеки для передних — нижних и верхних, бортовых топливных баков, между шахтами для амортизационных пружин подвесок 3-й и 4-й пар опорных катков, по бокам секции силовой установки, оборудованы отсеки для средних топливных баков. За шахтами амортизационных пружин 5-й пары опорных катков оборудованы отсеки для кормовых топливных баков. Топливные отсеки закрыты изнутри танка, вертикальными фальшбортами из листовой стали.

Корма корпуса. Состоит из верхнего и нижнего кормовых листов и картеров бортовых передач.

Верхний кормовой лист, съёмный, крепится болтами к бортовым листам и может откидываться назад на петлях. В средней части этого листа выполнен круглый люк для доступа к силовой передаче, закрываемый крышкой на петлях и болтах, а по бокам выполнены два овальных отверстия для вывода выхлопных труб, защищённых снаружи броневыми колпаками и установлены кронштейны, с замками, для крепления дымовых шашек. Провода к электрозапалам дымовых шашек, проведены в стальных защитных трубках, закреплённых на верхнем кормовом листе.

Днище корпуса. В днище корпуса выполнены: лючки для доступа к деталям подвесок, к сливным пробкам баков и картера коробки передач; люк для доступа к водяному и масляному насосам двигателя; в передней части днища, справа, выполнен люк для выхода экипажа из танка в условиях, когда обстановка не позволяет выйти через верхние люки. На внутренней части днища корпуса установлены кронштейны для крепления агрегатов силовой установки и силовой передачи, а также сидений механика-водителя и пулемётчика.

Крыша корпуса. Состоит из трёх частей: крыши боевого отделения; крыши отделения силовой установки; крыши силовой передачи.

Крыша над боевым отделением, приварена к лобовому и бортовым листам, имеет вырез диаметром 1600 мм. С внутренней стороны, по периметру погонного выреза, приварен кольцевой корпус башенной шариковой опоры.

В крыше над боевым отделением выполнены люки: по углам, люки над шахтами для пружин подвесок 2-й и 3-й пар опорных катков; впереди, справа и слева — два круглых люка, для доступа к пробкам заливных горловин передних и средних топливных баков. Все люки закрыты броневыми крышками.

Крыша отделения силовой установки, съёмная, крепится болтами к бортовым листам и перегородкам, состоит из среднего листа, расположенного над двигателем, имеющего люк для доступа к двигателю и двух боковых листов с воздухопритоками, закрываемыми жалюзи, выполненным из броневых листов. Управление жалюзи осуществляется из боевого отделения. Каждый воздухоприток закрыт броневым колпаком с вырезами для прохода воздуха. Через эти вырезы и воздухоприток воздух засасывается вентилятором и используется для охлаждения и питания двигателя. В боковых листах крыши отделения силовой установки выполнены по два люка над шахтами для пружин подвесок 3-й и 4-й пар опорных катков и по одному люку для подхода к заправочным горловинам маслобаков. Все люки закрыты броневыми крышками.

В крыше отделения силовой передачи установлены жалюзи воздухоотвода, закрываемые сеткой. Управление жалюзи осуществляется из боевого отделения. С правой стороны крыши отделения силовой передачи, выполнен лючок, закрытый броневой крышкой, для доступа к заправочной горловине кормовых топливных баков.

Броневая башня танка Т-34-85.

История создания башни для танка Т-34-85

1943 г. Конец августа. На танковый завод № 112 прибыли нарком танкостроения В. А. Малышев, начальник ГБТУ маршал бронетанковых войск Я. Н. Федоренко и ответственные сотрудники наркомата вооружений. На совещании с руководителями завода Малышев сказал: «Победа в Курской битве досталась нам дорогой ценой. Неприятельские танки вели огонь по нашим с расстояния 1500 м, наши же 76-мм танковые пушки могли поразить „Тигров“, „Пантер“ на дистанции 500—600 м. Образно выражаясь, противник имеет руки в полтора километра, а мы всего в полкилометра. Нужно немедленно установить в Т-34 более мощную пушку»..
Первоначально предполагалось, на конкурсной основе, рассмотреть вариант установки на танк Т-34, 87 мм пушки с зенитной баллистикой, Д-5Т, которая к этому времени, была успешно применена на тяжёлых танках КВ-85, ИС-1 и на САУ-87, на базе танка Т-34, в варианте Д-5С. Однако, ввиду больших габаритов пушки Д-5Т, было очевидно, что для неё потребуется проектировать новую, более просторную башню. В этой связи, главный конструктор ЦАКБ — В. Г. Грабин, предложил свой проект модернизации «тридцатьчетвёрки», под установку своей, более компактой пушки С-53, в штатную башню серийного танка Т-34, и передал его на утверждение наркому вооружения Д. Ф. Устинову и наркому танкстроения В. А. Малышеву. Проект предполагал начало выпуска опытных образцов на заводе № 112..
— В пушке С-53 были реализованы конструктивные решения, разработанные до войны для пушки «Ф-30», предназначенной для проектного тяжёлого танка КВ-3.. Однако, В. А. Малышев и многие специалисты Научно-танкового комитета и Наркомата вооружений усомнились в достоинствах «Грабинского проекта». В этой связи, Малышев срочно приказал М. А. Набутовскому, руководителю башенной группы завода № 183, с группой вылететь на завод № 112 и во всём разобраться…
1943 г. Октябрь. Для ускорения работ по увязке 85 мм пушки в башне танка Т-34, по инициативе В. А. Малышева, башенная группа завода № 183, во главе с Набутовским. отправлена в ЦАКБ. Набутовский прибыл к Малышеву, и тот распорядился организовать филиал КБ завода № 183 на артиллерийском заводе, при котором работало ЦАКБ Грабина. После непродолжительной совместной работы с Грабиным, Набутовский был направлен в КБ Ф. Ф. Петрова…
В итоге, был сделан совместный вывод, что для установки пушек С-53 и Д-5 на танке Т-34 требуется новая, более просторная башня, с уширенным погоном..
М. А. Набутовский, на специальном совещании в присутствии Д. Ф. Устинова, Я. Н. Федоренко и В. Г. Грабина, внёс встречное предложение, проектировать для танка Т-34 новые башни, для компоновки в них пушек С-53 и Д-5Т, на основе конструкции башни опытного среднего танка Т-43, проект завода № 183. М. А. Набутовский подверг идею В. Г. Грабина критике. Из речи М. А. Набутовского: «Конечно, было бы весьма заманчиво поместить новую пушку в танк без существенных переделок. Решение это простое, но абсолютно неприемлемое по той причине, что при такой установке пушки крепление её окажется слабым, возникнет большой неуравновешенный момент. Кроме того, это создает тесноту в боевом отделении и существенно усложнит работу экипажа. Более того, при попадании снарядов в лобовую броню, пушка вывалится». Набутовский заявил: «Приняв этот проект, мы подведем армию»….. Наступившее молчание нарушил Грабин: «Я, не танкист, и не могу учесть всего. А для осуществления вашего проекта потребуется много времени, снижение производства». Устинов спросил: «Сколько времени надо, чтобы представить проект КБ завода № 183 на утверждение данного совещания?». Набутовский попросил неделю, директор завода № 112, К. Э. Рубинчик, предоставил ему все своё КБ. Устинов же назначил следующую встречу через три дня. На помощь М. А. Набутовскому прибыл А. А. Молоштанов….
При проектировании, за основу была взята 3-х местная башня опытного среднего танка Т-43. Проектирование башен начали одновременно: КБ завода № 122 «Красное Сормово», во главе с В. В. Крыловым, для 85-мм пушки Д-5Т, и башенная группа завода № 183, во главе с А. А. Малоштановым и М. А. Набутовским, для 85-мм пушки С-53.
В течение трёх дней круглосуточной работы техническая документация по новой башне для пушки С-53, была готова..
В результате, для танка Т-34, были разработаны две новые башни, очень похожие друг на друга, напоминающие, но не копирующие, башню опытного танка Т-43, с диаметром погона «в свету» −1600 мм.
1943 г. Октябрь. Отдан Приказ ЦАКБ, «О разработке специальной 85-мм пушки для танка Т-34»..
1943 г. Октябрь. Произведены испытания пушки Д-5Т, на танке Т-34, в новой башне, разработанной заводом № 112 :
— Для лучшего уравновешивания, цапфы пушки были значительно вынесены вперёд, тем не менее, казённая часть орудия располагалась очень близко от кормового листа башни, что затрудняло работу заряжающего. Даже при движении танка с малой скоростью, натренированные заряжающие не могли избежать соударений головной части снаряда о казённую часть орудия. Пушка Д-5Т занимала много места, поэтому в новой башне можно было разместить только двух человек. В итоге, пушку Д-5Т, на вооружение танка Т-34 не приняли..
1943 г. Октябрь — Ноябрь. Выполняя приказ НКВ по созданию 85-мм пушки для танка Т-34, ЦАКБ и завод № 92 изготовили три опытных образца новых танковых орудий: С-53,; С-50,; ЛБ-1,. В ходе испытаний, продолжавшихся до конца 1943 г., предпочтение было отдано пушке С-53..
— Пушка С-53 выгодно отличалась простотой конструкции, надёжностью и компактностью, обеспечивала возможность размещения в новой, более просторной башне трёх членов экипажа. Тормоз отката и накатник расположены под основанием затвора, что позволяло уменьшить высоту линии огня и увеличить расстояние между казёнником и задней стенкой башни. Стоимость производства пушки С-53 оказалась даже ниже, чем для 76-мм пушки Ф-34, не говоря уже о Д-5Т..
1943 г. Начало Декабря. Завод № 122 отправил два опытных танка Т-34, с новыми башнями, на московский артиллерийский завод, где в них установили пушки С-53 и провели, в основном, успешные испытания, в ходе которых, проявились недоработки в её конструкции. В этой связи, на артиллерийском заводе № 92, в ходе очередного совещания, с участием: Д. Ф. Устинова, В. А. Малышева, В. Л. Ванникова, Я. Н. Федоренко, Ф. Ф. Петрова, В. Г. Грабина и др., было принято решение, пока, ставить на «сормовские» танки Т-34 пушку Д-5Т и одновременно дорабатывать пушку С-53..
— Серийное производство пушки С-53 предполагалось развернуть на заводе № 92, с 1-го Марта 1944 г., а до тех пор, заводу № 112 «Красное сормово», было разрешено устанавливать в новую башню, конструкции завода № 112, пушку Д-5Т..
— По плану, завод № 112, до конца 1943 г., должен был выпустить 100 ед. танков Т-34, с пушкой Д-5Т, то есть, до официального принятия танка Т-34, с 85-мм пушкой в новой башне, на вооружение. Однако, первые машины были выпущены только вначале января 1944 г.
— Заводу № 112 «Красное Сормово» предлагалось: обеспечить выпуск танков Т-34-85 с пушкой Д-5Т в количествах:
В январе 1944 г. — 25 единиц;
В феврале 1944 г. — 75 единиц;
В марте 1944 г. — 150 единиц;
С апреля 1944 г. — полностью перейти на производсто танков Т-34-85, вместо Т-34-76..
1944 г. Январь. 1. Пушка С-53 была принята на вооружение танка Т-34, причём, как со штатным, так и расширенным погонами..
1944 г. Январь… Молоштанов и Набутовский, со всей документацией по компоновке новой пушки С-53 в новой башне, для танка Т-34, прибыли на завод № 183..

Перечень использованных источников:
3. М. Барятинский. Статья: «Танк Великой Победы». Журнал: «Моделист-Конструктор» № 5. 2002 г.
4. И. Шмелёв. Монография: «Танк Т-34». Журнал: «Техника и Вооружение». № 11÷12. 1998 г.

Конструкция башни, с пушкой С-53.

Башня танка Т-34-85, разработана на основе проекта башни для опытного среднего танка Т-43, 5-ти гранная, с закруглёнными рёбрами, имела толщину брони увеличенную до 90 мм в лобовой части. Советские танкисты почему то относили конфигурацию башни танка Т-34-85 к категории «Коническая», а башню танка Т-54 к категории «Полусферическая».
Примечательно, что при создании новой танковой пушки Д-5Т, и победившей на конкурсных испытаниях С-53 была принята за основу баллистика 85 мм зенитной пушки 52-К образца 1939 года.
Зенитка 52-К, в ходе испытательных стрельб, проходивших с 25 по 30 апреля 1943 г., на полигоне НИИБТ, в Кубинке, с дистанции 1000 м пробивала 100 мм лобовую броню трофейного «Тигра». Кроме того, разработка новой танковой пушки на основе зенитки 52-К, сокращала время на освоение производства снарядов.

Фактически, конфигурация корпуса башни образована лобовой, скруглённой, амбразурной частью, пятью плоскими наклонными гранями, сопрягающими линейными поверхностями переменного радиуса, и плоской, горизонтальной 6-ти гранной крышей.

  • Башня литая, шестигранной формы в плане, с наклонными боковыми стенками. В передней стенке вырезана амбразура для установки пушки, закрываемая качающейся бронировкой..

Технологически, башня, делится на три части: погонная часть; корпусная часть; крыша башни, соединённые друг с другом, по периметрам, сварными швами.
Погонная часть — крупногабаритная отливка, внизу цилиндрическая, сопряжённая, в верхней своей части, с 6-ти гранным основанием для монтажа корпусной части.
Цилиндрическая часть служит обоймой для вваренного в него опорного кольца верхнего погона шариковой опоры.стр.54.
Корпусная часть — крупногабаритная отливка, образована лобовой частью, и 5-ю наклонными плоскими гранями: двумя передними — боковыми,; двумя задними — боковыми, и одной кормовой гранью,, сопряжёнными друг с другом радиусными скруглениями.
В лобовой части образовано амбразурное окно, для установки пушки, закрываемое качающейся броневой защитой пушки. С внутренней стороны, к лобовой части приварены кронштейны с приливами, к которым, болтами крепятся горизонтальные цапфы для люльки пушки. На левом кронштейне расположен стопор крепления пушки «По походному», и подъёмный механизм пушки.стр.54.
В боковых стенках башни выполнены амбразуры для ведения огня из личного оружия, закрываемые броневыми заглушками. Снаружи, на боковых стенках башни, приварены: поручни для десантников; монтажные крюки или скобы-«рымы». На кормовой стенке башни, снаружи, приварены крепления для брезента.
Крыша башни: плоская, 6-ти гранная, вырезана из плоского броневого листа. В крыше выполнены люковые вырезы:
— для установки двух перископических приборов наблюдения, для заряжающего и наводчика;
— вентиляционные, под установку двух вентиляторов боевого отделения, закрываемых броневыми колпаками с окнами для прохода воздуха;
— вывод антенны;
— люк для входа и выхода заряжающего и наводчика;
— вырез под установку командирской башенки;
Командирская башенка. Служит для обеспечения кругового обзора командиру танка. Цилиндрической формы, отлита из брони и приварена по периметру к крыше орудийной башни. В стенках башенки выполнены пять щелей, закрытых прозрачными бронестёклами «триплекс», через которые, с помощью смотровых приборов, командир производит круговой обзор, как при вращающейся, так и при неподвижной орудийной башне. Крыша башенки вращается на шариковой опоре. На её крыше выполнен люк командира танка и установлен перископический смотровой прибор наблюдения, подобный приборам, установленным на крыше орудийной башни.стр.54;;.
В связи с индивидуальными особенностями производства разных заводов, и в зависимости от времени выпуска, башни, танков Т-34-85, оборудованные пушками С-53 и ЗиС-С-53 отличались: числом, конфигурацией и расположением литьевых и сварных швов; формой командирской башенки,; формой и расположением защитных планок погона башни. Послевоенные башни завода № 112, имели разнесенное расположение вентиляционных колпаков, передний вентилятор — вытяжной, задний — нагнетательный..

Перечень использованных источников:
2. В. М. Селивохин. «Танк».. Военное Издательство Министерства обороны СССР. Москва. 1962 г.
3. М. Барятинский. Статья: «Танк Великой Победы». Журнал: «Моделист-Конструктор» № 5. 2002 г.
4. И. Шмелёв. Монография: «Танк Т-34». Журнал: «Техника и Вооружение». № 11÷12. 1998 г.

Конструктивно-компоновочные особенности «сормовской» башни, с пушкой Д-5Т.

Компоновка башни, с пушкой С-53.

Внутри башни установлено основное вооружение танка: пушка и один спаренный с ней пулемёт. Вертикальная наводка пушки производится вручную, с помощью секторного подъёмного механизма, расположенного слева от пушки. Вертикальный угол возвышения пушки — 22°. Вертикальный угол снижения — 5°, при этом, непоражаемое пространство для пушки и спаренного пулемёта, на поверхности земли, составляет — 23 метра. Высота линии огня пушки — 2020 мм. Вращение башни производится механизмом поворота, расположенным слева от пушки, при помощи ручного привода, с угловой скоростью — 0,9°, за один оборот маховика, или электромеханического привода, с угловой скоростью — 25÷30°/сек. В кормовой нише и на стеллажах размещена основная укладка для 16-ти выстрелов. На правой стенке башни, в хомутах, закреплены 4 выстрела. Для обеспечения «отката» пушки, после выстрела, за казённой частью, обеспечено свободное пространство. Внутри башни, с левой стороны, укреплены: кронштейн для механизма поворота башни и бонки крепления радиостанции и аппаратов танкового переговорного устройства.. Внутри башни, на левой задней и кормовой стенках, установлены кронштейны крепления приёмопередатчика и блока питания радиостанции. К башне присоединены, вращаются вместе с ней, сидения: командира танка; наводчика и заряжающего. Сиденье заряжающего подвешено на трёх ремнях, два из них крепятся к погону башни, а третий к люльке пушки. Регулировка положения сидения по высоте производится изменением длины ремней.. Башня не имеет вращающегося вместе с ней пола, что отнесено к её конструктивному недостатку. При стрельбе, заряжающий работал стоя на крышках ящиков-кассет со снарядами, уложенными на днище корпуса. При повороте башни, он вынужден передвигаться вслед за казённой частью орудия, пиная ногами упавшие стрелянные гильзы, которые, при ведении интенсивного огня, скапливались и затрудняли доступ к выстрелам, размещённым в боеукладке на днище корпуса.стр.53÷59;;.

Перечень использованных источников:
2. В. М. Селивохин. «Танк».. Военное Издательство Министерства обороны СССР. Москва. 1962 г.
3. М. Барятинский. Статья: «Танк Великой Победы». Журнал: «Моделист-Конструктор» № 5. 2002 г.
4. И. Шмелёв. Монография: «Танк Т-34». Журнал: «Техника и Вооружение». № 11÷12. 1998 г.
5. М. Барятинский. Средний танк Т-34-85. Оценка машины. "Бронеколлекция 1999 г. № 4.

Конструктивно-компоновочные особенности «сормовской» башни, с пушкой С-53.

Вооружение

Боеприпасы пушки С-53
Марка выстрела Тип снаряда Марка снаряда Масса выстрела, кг Масса снаряда, кг Масса ВВ, г Марка взрывателя Дульная скорость, м/с Дальность прямого выстрела по цели высотой 2 м Год принятия на вооружение
Бронебойные снаряды
УБР-365 бронебойный тупоголовый с баллистическим наконечником, трассирующий БР-365 16,00 9,20 МД-5 или МД-7 800 950
УБР-365К бронебойный остроголовый, трассирующий БР-365К 16,20 9,34 МД-8 800 900
УБР-367 бронебойный остроголовый с защитным и баллистическим наконечниками, трассирующий БР-367 ДБР-2 послевоенный период
УБР-365П бронебойный подкалиберный катушечного типа, трассирующий БР-365П 11,42 4,99 1050 1100 1944
УБ-367П бронебойный подкалиберный обтекаемой формы, трассирующий БР-367П 11,72 5,35 1024 1140 послевоенный период
Осколочно-фугасные снаряды
УО-365К стальная цельнокорпусная зенитная осколочная граната О-365 16,30 9,54 660 КТМ-1 или КТМЗ-1 793
УО-365К стальная осколочная граната с переходной головкой О-365 16,30 9,54 660 КТМ-1 или КТМЗ-1
УО-367 стальная цельнокорпусная осколочная граната, с уменьшенным зарядом О-365К 9,54 741 КТМ-1 или КТМЗ-1
Практические снаряды
УПБР-367 практический сплошной, трассирующий ПБР-367
Таблица бронепробиваемости для С-53
Снаряд \ Расстояние, м 100 300 500 1000 1500 2000
БР-365
119 115 111; 105 102; 100 93; 92 85
97 93 91; 90 83; 85 76; 78 69; 72
БР-365К
126 118 110; 108 95; 102 75; 90 65; 82
103 96 90 75; 78 65; 72 50; 66
БР-365П
167 152 140 110 85
124 114 100 80 60
Следует помнить, что в разное время и в разных странах использовались различные методики определения бронепробиваемости. Как следствие, прямое сравнение с аналогичными данными других орудий часто оказывается невозможным.

Средства наблюдения и связи

Двигатель и трансмиссия

На танке Т-34-85 устанавливался 12-цилиндровый четырёхтактный бескомпрессорный дизель В-2-34. Номинальная мощность двигателя составляла 450 л.с. при 1750 об/мин, эксплуатационная— 400 л.с. при 1700 об/мин, максимальная— 500 л.с. при 1800 об/мин. Диаметр цилиндра 150 мм. Ход поршней левой группы 180 мм, правой— 186,7 мм. Цилиндры располагались V-образно под углом 60°. Степень сжатия 14 — 15. Масса сухого двигателя с электрогенератором без выхлопных коллекторов 750 кг. Топливо — дизельное, марки ДТ или газойль марки «Э» по ОСТ 8842. Емкость топливных баков 545л. Снаружи, на бортах корпуса устанавливались два топливных бака по 90 л каждый. Наружные топливные баки к системе питания двигателя не подключались. Подача топлива принудительная, с помощью двенадцатиплунжерного топливного насоса НК-1. Система смазки — циркуляционная, под давлением. Циркуляция масла осуществлялась шестеренчатым трехсекционным масляным насосом. Емкость внутренних масляных баков 76 л, наружного — 90 л. Система охлаждения — жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией. Радиаторов — два, трубчатых, установленных по обе стороны от двигателя с наклоном в его сторону. Емкость радиаторов 95 л. Для очистки воздуха, поступавшего в цилиндры двигателя, на танке устанавливались два воздухоочистителя «Мультициклон». Пуск двигателя осуществлялся электростартером СТ-700 мощностью 15 л.с. или сжатым воздухом. Трансмиссия состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения, коробки передач, бортовых фрикционов, тормозов и бортовых передач. Коробка передач — пятискоростная, с постоянным зацеплением шестерен. Бортовые фрикционы многодисковые, сухие, тормоза — плавающие, ленточные, с чугунными накладками. Бортовые передачи одноступенчатые.

Ходовая часть



Просмотров: 49787


<<< БТР-Д
Т-62 >>>