Афганистан - Т-34-85 - История
24 марта 20111. Т-34-85
2. История
3. Конструкция и компоновка танка Т-34-85
4. Боевое применение
5. Страны, имевшие танк на вооружении
6. Серийные варианты, модернизация и модификации танка Т-34-85
7. Машины на базе Т-34
8. Т-34-85 в компьютерных играх
В 1943 году, в связи с массовым появлением у немцев новых моделей бронетехники с усиленным бронированием, эффективность 76,2 мм пушек стала резко недостаточной. В сражении на Курской дуге, в боях крупных масс танков, немецкое наступление удалось остановить, но лишь ценой огромных потерь собственной бронетехники, основную часть которой составляли к тому времени Т-34 и легкобронированные лёгкие танки Т-60 и Т-70. При этом, основные потери немецкая сторона несла не от огня советских танков, а от действия противотанковой артиллерии, от мин и бомбардировочной авиации.
Это вынудило искать способы повышения боевых качеств Т-34. После проработки нескольких вариантов в массовое производство в 1944 году был запущен Т-34-85, вооружённый новой пушкой калибра 85 мм. Экипаж увеличился с 4 до 5 человек, танк получил новую башню с усиленным бронированием и более удобную для экипажа и командира. В результате масса выросла на несколько тонн, что привело к незначительному снижению динамических характеристик.
Эффект наклона брони
Анализ показал, что наклон брони важен лишь для случаев, когда калибр снаряда не превосходит толщины брони, то есть, в данном случае, для калибров менее 45 мм. С увеличением калибра защитный эффект наклона быстро снижается. Для снарядов калибра 88 мм наклон брони Т-34 практически не оказывал влияния на бронепробиваемость.
Причины создания завершающей модификации танка Т-34
В 1942 году, по мере освоения крупносерийного производства и осуществления текущей модернизации танков Т-34-76, с целью снижения трудоёмкости производства и улучшения боевых качеств, ведущее, по танку Т-34, конструкторское бюро завода № 183, приступило к разработке проекта нового среднего танка Т-43.
Проект танка Т-43 разрабатывался в направлении повышения, по сравнению с танком Т-34, боевой живучести, за счёт увеличения толщин броневых листов корпуса и башни, и боевой эффективности, за счёт увеличения объёма боевого отделения, путём разработки новой, более просторной башни. При разработке проекта: уровень унификации узлов и деталей с серийным танком Т-34 составлял 78,5 процентов; конфигурация и габариты корпуса, в основном остались такими же как на Т-34; двигатель, трансмиссия, элементы ходовой части, пушка такие же как на Т-34. В то же время, в проекте Т-43 были реализованы некоторые конструкторские разработки по довоенному проекту танка Т-34М. В частности, связи с увеличением боевой массы танка Т-43, по сравнению с танком Т-34, была, впервые для среднего танка, реализована торсионная подвеска опорных катков.
Однако, к середине 1943 г., когда возникла необходимость установить на средний танк Т-43 85-мм пушку, к испытаниям были готовы четыре варианта 85-мм пушки, разработанные для среднего танка, оказалось, что новый танк Т-43, не имеет для этого резерва по увеличению боевой массы. Даже со своей «родной», 76-мм пушкой танк Т-43, весил более 34 тонн. Дальнейшее увеличение массы этого танка приводило к снижению такого важнейшего показателя боевой эффективности как подвижность. Кроме того, переход заводов на крупносерийное производство нового танка, неизбежно вызвал бы снижение объёмов производства, что в условиях военного времени сочли недопустимым. Кроме того, торсионная подвеска опорных катков, относительно большого диаметра, для условий эксплуатации среднего, танка ещё не была достаточно надёжной…
Так «Тридцатьчетвёрка», на которой в КБ завода № 183 хотели поставить крест, вновь воскресла, теперь уже для перевоплощения в завершающую модификацию: «Т-34-85».
Серийное производство
Серийное производство на советских заводах.
В декабре 1943 г., завод № 112 приступил к подготовке серийного производства танка Т-34, с пушкой Д-5Т, в новой «сормовской» башне.
1 января 1944 г. На вооружение танка Т-34 принята пушка С-53, с предоставлением возможности установки в башни, как со штатным, так и расширенным, диаметрами башенных погонов,..
23 января 1944 г. Танк Т-34-85, был принят на вооружение РККА,. В этой связи, все танки Т-34, с 76-мм пушкой, выпуска 1944 г. и предшествующих выпусков, получили обозначение Т-34-76..
1944 г. Первое полугодие., серийное производство средних танков Т-34-76, продолжали осуществлять: завод № 112 «Красное Сормово»; Уральский танковый завод, № 183, «Имени Коминтерна», г. Нижний Тагил; завод № 174, г. Омск.
Головным, по производству танков Т-34-85 , в 1944÷1945 гг., являлся завод № 183, УТЗ.
Сталинградский тракторный завод, не возобновил танковое производство; Уральский завод тяжёлого машиностроения «Уралмаш»,, г. Свердловск, выпускал исключительно САУ, на базе танка Т-34; Уральский Кировский завод, г. Челябинск, завершал производство танков Т-34-76 и полностью переключался на выпуск тяжёлых танков и САУ на их базе..
В январе 1944 г.. Завод № 112 выпустил первые 25 ед. танков Т-34-85, с пушкой Д-5Т, в новой «сормовской» башне.
С февраля 1944 г. Завод № 112 приступил к постепенному переходу на выпуск танков Т-34-85, с пушкой С-53.
В феврале 1944 г.. Завод № 112 выпустил 75 ед. танков Т-34-85, с пушкой Д-5Т.
С Марта 1944 г. Начат выпуск пушек С-53, в пуско-наладочном режиме.
15 марта 1944 г.. Завод № 183, выпустил первые танки Т-34-85, с пушкой С-53..
В марте 1944 г.. Завод № 112 выпустил 150 ед. танков Т-34-85, с пушкой Д-5Т.
В апреле 1944 г.. Завод № 112 выпустил завершающую партию, 5 ед. танков Т-34-85, с пушкой Д-5Т, завершил производство танков Т-34-76, и приступил к серийному производству танков Т-34-85, с пушкой С-53.
Примечания:
Всего, в период с января по апрель 1944 г., завод № 112 выпустил 255 ед. танков Т-34-85. с пушкой Д-5Т, из этого количества, 5 ед. командирских, с радиостанцией РСБ-Ф.
При первой установке пушки С-53, в «сормовскую» башню, выяснилась необходимость доработки башни, с целью увеличения нижнего угла вертикальной наводки.
С Мая 1944 г. Начат поточный выпуск пушек С-53.
С июня 1944 г. Заводы № 112 и № 174 приступили к серийному производству танков Т-34-85. с пушкой С-53, и завершил серийное производство танков Т-34-76.
Серийное производство танков Т-34-85 осуществлялось: заводом № 112, «Красное Сормово», в период с января 1944 года, по 1950 год включительно, всего около 12221 ед.; заводом № 183,, с 15 марта 1944 года, по 1946 год включительно, всего около 14434 ед.; заводом № 174,, с июня 1943 года, по 1946 год включительно, всего около 3994 ед.
Общее количество танков Т-34-85 построенных заводами СССР, в период 1944÷1950 гг., составляет примерно 30649ед.
- В скобках указаны данные из зарубежных источников.
До настоящего времени, по данным советских и источников, приводятся лишь приблизительные сведения о количестве выпущенных танков Т-34-85:
В течение 1944 года, всего выпущено примерно 10647÷10663 ед; из этого количества: 10499 ед. линейных; 134 ед. командирских; 30 ед. огнемётных. В частности:
Завод № 183, всего выпустил примерно 6585 ед.;
Завод № 112, всего выпустил примерно 3062 ед.;
Завод № 174, всего выпустил примерно 1000 ед.;
В течение 1945 года, всего выпущено примерно 12551 ед; из этого количества: 12110 ед. линейных; 140 ед. командирских; 301 ед. огнемётных. В частности:
Завод № 183, всего выпустил примерно 7356 ед.;
Завод № 112, всего выпустил примерно 3255 ед.;
Завод № 174, всего выпустил примерно 1940 ед.;
В течение 1946 года, всего выпущено примерно 2701 ед; исключительно линейных танков Т-34-85. В частности:
Завод № 183, всего выпустил примерно 493 ед.;
Завод № 112, всего выпустил примерно 1154 ед.;
Завод № 174, всего выпустил примерно 1054 ед.;
С 1947 по 1950 гг., серийный выпуск, исключительно линейных танков Т-34-85, производил только завод № 112. В частности:
В 1946 году, завод № 112, выпустил примерно 2701 ед;
В 1947 году, завод № 112, выпустил примерно 2300 ед;
В 1948 году, завод № 112, выпустил примерно 1850 ед;
В 1949 году, завод № 112, выпустил примерно 450 ед;
В 1950 году, завод № 112, выпустил примерно 150 ед;
- В скобках указаны данные из зарубежных источников.
У танка Т-34-85, качество и надёжность узлов и агрегатов достигли наивысшего уровня, при этом, конструкция и компоновка сохранили исключительную технологичность, высокую ремонтопригодность, быстрое восстановление и ввод в строй танков, повреждённых в ходе боевых действий.
Конструктивный и весовой резервы дальнейшего повышения боевой эффективности танка Т-34-85, были исчерпаны далеко не полностью. В частности:
— не была реализована торсионная амортизация опорных катков, по аналогии с опытным танком Т-43, и серийным Т-44, которая обеспечила бы: улучшение динамических характеристик машины; увеличение объёма боевого отделения, за счёт ликвидации бортовых шахт пружинных амортизаторов подвески опорных катков.
— не была реализована поперечная установка двигателя, по аналогии с серийным танком Т-44, которая обеспечила бы возможность перекомпоновки корпуса в целях смещения оси вращения башни назад, с целью разгрузки передних опорных катков, с целью усиления лобовой части корпуса и увеличения объёма боевого отделения корпуса.
Примечание: Серийный средний танк Т-44, явился симбиозом серийного Т-34-85 и опытного Т-43. Усиление броневой защиты корпуса танка Т-44, по сравнению с Т-34, было достигнуто, в частности, за счёт: уменьшения его строительной высоты; ликвидации надгусеничных ниш, а значит, за счёт уменьшения полезного объёма корпуса, компенсируемого уменьшением количества членов экипажа.
В процессе серийного производства, в конструкцию танков Т-34-85, заводы вносили изменения, в целях: снижения себестоимости производства; повышения надёжности; боевой живучести и боевой эффективности.
— По мере производства менялись форма и уменьшались размеры балки носовой части корпуса, соединяющей верхний и нижний лобовые листы, а на машинах поздних выпусков была вообще изъята верхний и нижний лобовые листы сваривались встык..
— В течение 1944 года, введены: крепление 5-ти запасных траков на верхнем лобовом листе корпуса; коробчатые передние грязевые щитки, откидывающиеся на петлях; установка малых дымовых шашек на кормовом листе корпуса..
Серийные танки Т-34-85,, постройки разных заводов, при абсолютной унификации узлов и деталей, в то же время имели незначительные, индивидуальные заводские, конструктивные отличия, обусловленные местными технологическими особенностями производства. В частности: различные варианты крепления запасных топливных баков на бортах корпуса; различные варианты защитных планок погона башни; в ходовой части, использовались опорные катки только с резиновыми бандажами, как штампованные, так и литые, с развитым оребрением и облегчающими отверстиями; различные варианты гусеничных траков; орудийные башни отличались конфигурацией и расположением сварных и литьевых швов, количеством и расположением смотровых приборов, вентиляционных грибков, монтажных узлов; скоб-поручней; расположением и конструкцией командирской башенки.
Танки Т-34-85 с пушкой Д-5Т, постройки завода № 122, «Красное Сормово», имели следующие конструктивные особенности:
Маска пушки, у основания ствола цилиндрическая, меньше ширина амбразурного окна, установлен телескопический шарнирный прицел ТШ-16, отсутствовал электропривод поворота башни.. Цапфы люльки пушки имеют большой вынос вперёд, относительно оси поворота башни, командирская башенка смещена вперёд, на крыше башни отсутствует антенный вывод, на первых башнях устанавливался только один вентиляционный грибок.
С июня 1944 г. завод № 112 начал выпускать танки Т −34-85, с пушкой С-53, при этом, первые танки имели внешние признаки аналогичные танкам с пушкой Д-5Т. В частности, конфигурацию ранней сормовской башни, U образные монтажные рымы, расположение топливных баков, и т. д..
В декабре 1944 г. Завод № 112 внёс на рассмотрение ГАБТУ ряд предложений по улучшению компоновки башни. В частности:
— о замене 2-створчатого командирского люка одностворчатым;
— о введении в нише башни безрамной боеукладки на 16 выстрелов;
— о дублировании управления поворотом башни;
— о улучшении вентиляции боевого отделения за счёт разнесения вентиляторов, путём переноса одного из двух установленных в задней части крыши башни, в её переднюю часть. При этом, передний вентилятор являлся вытяжным, а задний нагнетательным;
В январе 1945 г., из вышеперечисленных предложений завода № 112, было внедрена только одностворчатая крышка люка командирской башенки.
Танки Т-34-85, с разнесенными вентиляторными грибками на башне, выпускались исключительно заводом № 112 уже после войны. В правом борту корпуса, отсутствовала смотровая щель.
Условные номера и перечень использованных источников:
. М. Барятинский. Статья: «Танк Великой Победы». Журнал: «Моделист-Конструктор» № 5. 2002 г.
. И. Шмелёв. Монография: «Танк Т-34». Журнал: «Техника и Вооружение». № 11÷12. 1998 г.
Лицензионное производство на заводах Польши и Чехословакии.
В конце 1950-х гг. В соответствии с решением правительств Польши и Чехословакии, для оказания помощи в освоении серийного производство танков Т-34-85, из СССР были переданы конструкторско-технологическая документация, технологическое оборудование, оснастка, откомандированы советские специалисты... В 1949 г. Завод ЧКД, г. Прага., приобрёл лицензию на производство танка Т-34-85 и САУ СУ-100..
В 1951 г. Лицензию на производство Т-34-85 приобрёл польский завод Burnar Labedy..
Танки Т-34-85, польского и чехословацкого производства, имели незначительные конструктивные отличия. Серийное производство осуществлялось: в ПНР, в течение 5 лет; в ЧССР, в течение 6 лет...
К 1 мая 1951 г. Собраны первые 4ед. польских Т-34-85, часть узлов и агрегатов для них были доставлены из СССР. С 1953 по 1955 гг., в ПНР было выпущено 1185 машин, а всего 1380 машин..
Зимой 1952 г. Первый Т-34-85 чехословацкого производства, был выпущен заводом ЧКД, Praha Sokolovo, по другим данным, заводом «Имени Сталина», в городе Rudy Martin..
В ЧССР танки Т-34-85 выпускались до 1958 г., всего выпущено 3185 ед., значительная часть которых, на экспорт. На базе танка Т-34-85 в ЧССР были разработаны и выпускались: мостоукладчик МТ-34; эвакуационный тягач CW-34, и ряд других машин..
В 1953 г. Польские Т-34 были дважды подвергнуты модернизациям и обозначены соответственно: Т-34-85М1 и Т-34-85М2. В ходе модернизации: был установлен предпусковой подогреватель; двигатель был приспособлен для работы на различных видах топлива; установлены устройства облегчающие управление танком; изменено расположение боекомплекта; установлена система дистанционного управления курсовым пулемётом, позволившая сократить количество членов экипажа до 4-ч человек; установлено оборудование подводного вождения. В ПНР, на базе танка Т-34 были разработаны и производились несколько образцов инженерных и ремонтно-эвакуационных машин...
Конструктивные особенности Т-34 польского производства:
— иное расположение боекомплекта 55 выстрелов;
— число членов экипажа сокращено до 4-х человек, благодаря новой системе наводки и заряжания лобового пулемёта;
— установлены дополнительные механизмы, облегчающие управление танком;
— установлено оборудование, обеспечивающее преодоление водных преград по дну;
— незначительно изменена конфигурация башни;
— увеличена угловая скорость вращения башни, до°/сек;
— установлены: другая радиостанция «10РТ-26Э»; другое танковое переговорное устройство ТПУ-47; другие приборы наблюдения для командира ТПК-1, или ТПК-У25;
— установлен прибор ночного видения, для механика-водителя;
— увеличен объём дополнительных топливных баков, обеспечивающих увеличение дальности хода до 650 км;
— двигатель, приспособлен для работы на различных видах топлива, оборудован подогревателем, облегчающим запуск при отрицательных температурах;
Конструктивные особенности Т-34 чехословацкого производства:
— Несколько иная конфигурация башни;
— иная форма и расположение дополнительных топливных баков.
Перечень использованных источников:
. И. Шмелёв. танк Т-34. Монография. Журнал: «Техника и Вооружение». 11-12.1998 г.
. Интэрнэт-сайт: М. Барятинский. Средний танк Т-34-85. /Бронеколлекция 4.99.
Просмотров: 49780
|