Афганистан - Шугнанцы - Одежда
23 октября 20101. Шугнанцы
2. Одежда
3. Взаимоотношения
Одежда общепамирского типа. Верх- бархатные пальто и безрукавки. Традиционная обувь сапоги из сыромятной кожи на мягкой подошве, которые носят с высокими носками-джурабами без пяток; долблённые из дерева башмаки с тремя выступами на подошве для удобства ходьбы по скалистым тропам; сандалии на деревянной подошве на небольшом каблучке. Головные уборы разноцветные тюбетейки, круглые, с прямым околышем и плоским верхом. Женщины носят большие головные платки.
Обряды и поверья
Свадьба. Для этого обряда характерны вербальные формы благопожеланий, адресованные молодым.Шугнанцы приписывают браку магическую силу. Например, он может принести болезни вдове, если та второй раз выходит замуж днем. Вместе с тем брак способен и отвратить несчастье. У шугнанцев он так и называется -«брак, отвращающий несчастья».Среди шугнанских свадебных обрядов, чаще всего наблюдаются такие, которые связаны с синдиасмической магией, то есть магией по сходству и подобию. Так обычно на шугнанских свадьбах многодетным женщинам отводилась очень большая роль. Считалось, что их плодовитость переходит к жениху и невесте. Когда новобрачные из дома невесты отправлялись в дом жениха, им давали подержать грудного ребенка, что должно было способствовать плодовитости молодых. Неслучайно в первую брачную ночь, постель молодоженам стелила многодетная женщина. У шугнанцев в день свадьбы жениху и невесте обязательно проводили по глазам черной краской. Она должна была помешать черной змеепровести своим хвостом по глазам молодым. Мать при выходе сына-жениха из дома обсыпает его правое плечо мукой.
Бесплодие.Большим несчастьем для женщины и ее семьи было бесплодие. У шугнанцев бесплодная женщина прежде всего отправлялась к местной святыне- мазару или остону, чтобы вымолить ребенка. Поцеловав несколько раз остон, шугнанка начинала молиться и с плачем причитать:"Боженька, я у тебя не прошу сына, я прошу лишь послать мне слепую доченьку, пусть она у меня растет, зеленеет!".Особенно распространено было посещение бездетными женщинами могил тех или иных святых. У шугнанцев почти около всех могил святых росли деревья или же стояли шесты, к которым приходившие на моление бесплодные женщины привязывали платки, лоскуты ткани. Подобным способом они стремились установить «контакт» со святым, от которого ожидали благодатной помощи. Иногда бездетность женщины связывали с магическим воздействием на нее болезнетворных свойств человека, умершегов день ее свадьбы. Шугнанцы называли такое воздействие «испуг». в подобных случаях женщину купали в воде, которой обмывали тело умершего. Причем делала это многодетная женщина, произнося следующие слова:"Желаю отвратить несчастье, несчастье — к нему, а ребенок — к ней".После этого отмеряли по росту женщины шерстяные нитки семи разных цветов, наматывали ей на живот, завязав узлом, а затем зарывали нитки в могилу к покойнику. Так болезнь «отправляли в землю», избавляя от нее молодую женщину. Бездетные женщины обращались за помощью и к религиозному наставнику — халифе. Халифа писал на бумажных полосках некоторые суры из Корана или заклинания из других исламских религиозных книг. После этого бумажки завертывались в кусок материи и зашивались в плтье, которое носит бездетная женщина. Этот амулет-заклинание называется тамор. В некоторых местах Шугнана бездетные женщины ходили к святым деревьям. страдалица укладывалась на ночь около такого дерева и ждала вещего сна. Если ей снились дети, то считалось, что унее обязательно родится ребенок.
Беременность и рождение ребенка.Жизнь ребенка в утробе матери, согласно народным поверьям, определяется миром духов. Все девять месяцев он находится на их попечении. Особенно остерегались восьмого месяца беременности, так как в этот период ребенка опекал злой дух Залок. Верили, что если ребенок родится восьмимесячным, он умрет. Женщины во время беременности соблюдали диету и запреты в отношении приема некоторых видов пищи. Запрещалось есть верблюжатину. Считалось, что период беременности может удлиниться на 12 месяцев. Во избежмние этого беременную женщину три раза по четвергам протаскивали под верблюдом. Пол неродившегося ребенка определяли разными путями, в том числе и по той пище, которую предпочитает беременная. Если она все время хочет что-нибудь кислое, то родится девочка, но если у нее возникает потребность в сладком -надо ждать мальчика. По всему Шугнану было распространено гадание о поле будущего ребенка по вареной бараньей голове. Для этого отделяли верхнюю челюсть от нижней. Если она отходила с мясом, то должна была родиться девочка, если без него — мальчик. Во время родов в дом не впускали мужчин. Присутствие женщины легкого поведения также считалось нежелательным, потому что верили: ее плохие качества могут негативно повлиять на ход родов. Первые сорок дней после родов, как полагали — самые опасные для новорожденного и его матери. Именно в этот период злые духи, особенно дух «алмасти» могли повредить им. В некоторых местах Шугнана на светодымовое отверстие в кровле клали колючий кустарник, а на главный столб дом вешали охотничий пояс для защиты. В первые сорок дней жизни ребенка каждый вечер на выступе очага дома возжигали благовонную траву стирахм. Через три дня после рождения ребенка на него надевали первую рубашку — «Рубашку сорокадневья».Ее, как и материю, в которую пеленали младенца, обычно заимствовали у старика или старухи, тем самым желая ребенку долгих лет жизни. Перед тем как надеть на ребенка рубашку, через ее воротничок пропускали нож с деревянной рукояткой, для того чтобы ребенок рос крепким, как железо, и добрым, как дерево. После того как младенца уладывали в колыбель, в целях его охраны от злых сил на верхней перекладине вешали когти орла, медведя, волчьи зубы и даже помет собаки. По всему Шугнану было распространено представление о вреде, который мог причинить маленькому ребенку покойник. В день похорон умершего ребенку мазали левое ухо сажей, взятой из-под котла. Если ребенок все-таки заболевал, то в большинстве сел Шугнана из глины лепили человеческую фигурку и относили ее на могилу умершего, которого считали виновным в болезни ребенка. Подобным «кормлением» как бы подкупали покойника, точнее исходящую от него злую силу, перенося ее на глиняную человеческую фигурку. Из всех поверий, имеющих отношение к болезни и смерти ребенка, самое видное место занимает вера в сглаз. Сглаз в представлении шугнанцев, передается детям двумя путями:словесно или недобрым взглядом. В отношении людей с дурным глазом в Шугнане популярно такое высказывание:"Ее/его сглаз может раздробить камень".Для того чтобы ребенка не сглазили, его лицо мазали сажей. Если родители догадывались, что ребенка сглазили, то они просили сглазившего человека «забрать» сглаз назад. Тот должен был плюнуть в сторону ребенка три раза. Однако человек, которого подозревают в сглазе, может обидеться, поэтому родители в таком случае ничего не говорят ему. Но как только он уходит из дома, берут горсть земли, по которой он ступал, и бросают вслед. Также принести вред своему недругу можно было спрятав амулет в одном из углов или у порога его дома. Этот амулет внешне ничем не отличался от других, то есть он представлял собой все тот же кусочек бумаги с написанными на нем сурами из Корана, зашитый в материю. Мало кто из просвещенных людей помогал в создании амулетов, приносящих вред людям. Таких священнослужителей шугнанцы называли «пишущий наоборот».
Похоронно-поминальный обряд. Многие верования были связаны с представлениями о вреде, который мог нанести покойник и о сакральной нечистоте тела умершего. Так, на территории всего Шугнана соблюдался следующий обычай: войлок, на котором несли покойника к месту погребения, в течение трех дней не использовался для других нужд. На третий день после смерти человека халифа читал специальные очистительные молитвы, и только затем войлок разрешалось употреблять в хозяйстве. После похорон и возвращения с кладбища все мужчинысовершают неполное ритуальное омовение в целях очищения от вреда, которой мог причинить им покойник. В Шугнане существует обычай поминать покойного на третий день после его смерти. После кончины человека в его доме три ночи подряд на выступ очага ставят горящие свечи. Это отголосок древнего обычая «кормления» души. На третий день после смерти с заходом солнца в доме умершего устраиваются поминки, на которые приходят все его соседи и знакомые. Они произносят заупокойную молитву, а халифа, делая из хлопка длинный фитиль, читает суры из Корана.фитиль пропитывают маслом и вместе с маслом для поддержания огня держат в особом сосуде. Зажигая фитиль, халифа читает полный текст специального трактата. Ближайшие родственники подходят к сосуду с маслом и кланяются огню. Приносится в жертву нечерный баран готовится кутья. Запах кутьи, согласно поверям шугнанцев, приятен покойному и насыщает его лучше всего. Помимо приведенных выше обязательных кормлений шугнанцы считают необходимым «подкармливать» души умерших еженедельным вынесением на улицу одной лепещки. Любая перепланировка дома производится с опаской и большой неохотой. «Не дай Бог дух предков побеспокоить» — говорят шугнанцы. Гнев духа страшнее гнева Бога. Это нашло отражение в пословице:"Будь поражен Богом, но не духами предков".
Просмотров: 12628
|