Афганистан - Пуштунвалай - Основные понятия Пуштунвалай
24 октября 20101. Пуштунвалай
2. Кодекс чести
3. Основные понятия Пуштунвалай
4. Второстепенные понятия из Пуштувалай
Концепции приведены ниже на языке пушту. Первые четыре концепции основные в Пуштунвалай.
- Мелмастиа демонстрировать своё радушие всякому гостю вне зависимости от его статуса, расы, религии или национальности, не ожидая получить взамен награды или благосклонности. Пуштун с готовностью может укрыть в своём доме даже кровного врага, если тот об этом попросит. Однако, в свою очередь, такой гость должен в будущем ответить хозяину тем же. Пуштуны очень многими считаются самым гостеприимным народом в мире, и пуштун пойдет на многое, чтобы показать свое гостеприимство, причем настолько, что даже врагам порой оказывались, как к очень уважаемым гостям, высокие почести.
- Бадаль искать справедливость, мстить обидчику. Всё равно, когда была нанесена обида вчера или тысячу лет назад. Пока жив нечестивец это не имеет значения. Справедливость по законам пуштунов вещь тонкая и требует совершенствования: ведь даже безобидная насмешка считается оскорблением, которое может быть смыто только кровью обидчика. Это, в свою очередь, зачастую приводит к межплеменному кровопролитию, которое может продолжаться веками и привести к сотням жертв. Хотя, зачастую, кровные обиды могут быть улажены и другими способами.
- Нанауатэх предоставить убежище и защиту человеку от его врагов. Защищать его любой ценой. Этот закон может быть также использован членами побеждённого рода, посещающими дом своих победителей, чтобы просить прощения или перемирия. Это специфический вид «сдачи на милость победителя». Является своеобразной формой «рыцарского» кодекса. Более известным примером этого понятия из кодекса стал старшина ВМФ Марк Луттрелл, единственный оставшийся в живых член ВМС США команды SEAL, которая попала в засаду талибов. Луттрелл скрывался от талибов в течение нескольких дней перед тем, как один пуштун из племени сабрай не увидел его и не помог ему. Он был доставлен в деревню и охранялся племенным вождем, вскоре доставившим его американским войскам.
- Змека каждый пуштун должен защитить свою землю / имущество от вторжений, где бы он или она ни проживали.
- Нанг сородичи, должны соблюдать честь друг друга, как в обществе так и в семье. Сохранение чести предполагает защиту своей семьи и своей независимости, отстаивая при этом культурные и религиозные потребности.
- Намус пуштуны должны защищать честь женщин любой ценой, защищать женщин от всех опасностей.
- Хеуад любовь и уважение к своей нации в культуре пуштунов — не просто важная её часть она просто естественна, неотъемлема. Пуштун всегда испытывает чувство долга перед своей нацией, а также должен стремиться к поступкам, улучшающим её. Пуштун убеждён в своей обязанности защищать свою страну, Паштара, от любого врага, интервента. Защита нации означает также защиту чести, ценностей, культуры, традиций, соотечественников.
- Дод-пасбани это обязательство для пуштун защитить свою культуру от различных моральных разложений и распада). Пуштунвалай говорит, что в целях успешного выполнения этого завета, пуштуны должны сохранить свой язык, пашто, а пашто является основным источником культуры пуштун, и соблюдение этого понятия не только важно, но необходимо. Неумение говорить на пашто часто трактуется пуштунским обществом как неспособность понимать пуштунскую культуру, ценности, этику, историю и общество.
- Тохм-пасбани пуштуны должны выбирать в качестве брачного партнера человека своего племени, то есть пуштуна, но не человека другой нации. Это проистекает из общего убеждения, что «полупуштун» не сохраняет пуштунского языка, культуры и теряет физические особенности, присущие пуштунам.
- Дэ-Паштунвалай-Парауано чтобы предотвратить превращения своих наследников в так называемых «даравнд», пуштун должен придерживаться в жизни национальной культуры, не забывать своих родственников, продлевать свой род. Те, кто отказываются следовать этому пути, рискуют быть изгнанными пуштунским обществом.
Просмотров: 21114
|