Афганистан - Операция Манёвр - Итоги операции

23 октября 2010


Оглавление:
1. Операция Манёвр
2. Группировки сторон
3. Цели 2-го этапа операции
4. Итоги операции
5. См.также



  • Итогом проведения 1-го и 3-го этапов войсковой операции «Манёвр» явилось доставка военных и гражданских грузов в пункт назначения — место постоянной дислокации 860-й ОМСП — г. Файзабад провинции Бадахшан. Возвращение колонны транспорта, боевой техники и объединенной группировки участвующей в данной операции на место временной дислокации - в расположение 201-й МСД провинция Кундуз.
  • Итогом 2-го этапа войсковой операции «Манёвр» являлся разгром группировки Кази Кабира, захват укрепрайона, складов вооружения и боеприпасов. Ликвидация инфраструктуры перевалочной базы.

Исторические материалы о ходе операции

Операция по снабжению материальными средствами гарнизона и населения провинциального центра Файзабад. Достаточного количества советского и афганского автотранспорта здесь не было. Поэтому решено было все необходимое завести в Файзабад тремя рейсами имевшегося транспорта. Положение осложнялось тем, что в этом районе действовали многочисленные, достаточно сильные отряды непримиримой оппозиции, подчиненные главным образом Исламской партии Афганистана.

  • Боевыми действиями по проводке транспортных колонн в Файзабад руководил командующий 40-й армией генерал-майор В. П. Дубынин. К проведению боевых действий было привлечено 37 батальонов.
  • Операция проводилась с 9 июня по 14 июля 1986 г. в три этапа. На первом создана необходимая группировка войск, собраны и подготовлены советские и афганские транспортные колонны. В этот же период проведены боевые действия по очистке зеленой зоны между Кундузом и Ханабадом от диверсионных групп и мелких отрядов противника, которые могли помещать движению колонн. На втором этапе для исключения выхода противника к дороге из районов Ишкамыш и Хост-О-Ференг, в эти районы выдвинуты советские и афганские подразделения, которые нанесли противнику поражение, разгромили вскрытые разведкой базы и склады. Эти действия имели и дезинформирующее значение – руководство оппозиции приняло их за основное содержание деятельности советского и афганского командования и ослабило внимание к сбору транспорта, приняв его за отвлекающий маневр.
  • С 24 июня начался третий, главный этап – собственно проводка транспортных колонн. Советские и афганские боевые подразделения блокировали всю дорогу и выставили временные сторожевые заставы. Под их охраной начался завоз материальных средств, который продолжался до 10 июля. Все это время боевые подразделения охраняли дорогу, не допуская к ней диверсионные группы противника.
  • 10 июля разгруженная в Файзабаде после третьего рейса автотранспортная колонна вышла в Кундуз. По мере ее продвижения боевые подразделения снимали свои временные заставы и совершали марш в Кундуз. 14 июля они убыли в пункты дислокации.
  • Особенностью этой операции было предварительное проведение боевых действий в районах примыкающих к дороге, а также в тех, откуда противник мог бы выйти на коммуникации и попытаться помешать проводке колонн. Другая особенность – это блокирование всего маршрута одновременно, без перемещения боевых подразделений в ходе снабженческих перевозок.
  • Этот же прием был использован генерал-лейтенантом Б. В. Громовым в ходе прорыва блокады Хоста и обеспечения его населения материальными средствами в январе 1988 г. Он также взял под охрану всю дорогу одновременно и не перемещал боевые подразделения, пока не завершилось снабжение Хоста.


Просмотров: 13650


<<< Операция Магистраль
Осада Джелалабада >>>