Афганистан - Нуристанцы
23 октября 2010Электрический пол под плитку теплый пол электрический под плитку.
1. Нуристанцы
2. Племена
3. Традиционная культура
Нуристанцы, бывш. кафиры группа родственных племён, населяющих прежде всего провинцию Нуристан на северо-востоке Афганистана, часть живёт также в провинции Кунар и в округе Читрал в Пакистане. Область расселения представляет собой труднодоступные долины южного склона Гиндукуша в верховьях рек Алинагар, Печ и др. Численность нуристанских племён составляет около 120 тыс. чел. Говорят на нуристанских языках, которые согласно последним исследованиям, не входят в индоиранские языки, а образуют вместе с ними арийскую ветвь.
Нуристанцы известны прежде всего тем, что до конца XIX в. не подчинялись равнинным мусульманам и сохраняли традиционную политеистическую религию.
История
Особое положение нуристанских языков в арийской ветви индоевропейской семьи языков предполагает раннюю изоляцию языковых предков нуристанцев от остальных индоиранцев. Предполагается, что предки нуристанцев были первыми индоевропейцами, населившими регион к югу от Гиндукуша и в дальнейшем они всё дальше оттеснялись в горы носителями индоиранских языков, где на их этногенез большое субстатное влияние оказало местное неиндоевропейское население.
Некоторые исследователи связывают предков кафиров-нуристанцев с древними камбоджами - народом в горах Гиндукуша, ориентируясь на нуристанские топонимы k'om/kāmozi. Предполагается также, что название «кафиры» связано с исторической областью Капиша, название которой отражено в имени современной афганской провинции Каписа. Преобразованный в *Kapir, этот этнотопоним был в дальнейшем переосмыслен мусульманами как кафир, что только подкреплялось неприятием горцами ислама.
Давление на горцев-язычников с распространением в долине притоков Инда ислама, особенно после образования империи Махмуда Газневи, только возросло. В результате подобного вытеснения кафиров в XV в. часть народа калаша продвинулась в Читрал, где положила начало калашской народности, ассимилированной в языковом плане дардоязычными аборигенами.
Из-за традиционных чёрных одежд кафиров Гиндукуша мусульмане называли «сияпушами», легенды о которых до сих пор бытуют в Памиро-Гиндукушском регионе. Впервые сияпуши упоминаются в биографиях Тимура. Кафиры отвечали на давление и попытки насильственного обращения в ислам грабительскими набегами в нижележащие земли, и к их святыням мусульманам не было доступа.
В конце XIX в. после проведения линии Дюрана Кафиристан оказался в афганской сфере влияния, и афганский эмир Абдур-Рахман решил окончательно покорить языческих горцев. В 1896 году он предпринял смелый зимний поход на Кафристан, до этого считавшиеся недоступными зимой в следствие глубокого снежного покрова во входах в долины. С этого события начинается исламизация Кафристана, переименованного в честь успешного завоевания мусульманами в «Нуристан». Небольшая группа кафиров-кати, бежавшая от исламизации в британский Читрал, недолго сохраняла веру и тоже была постепенно обращена в ислам. В Новое Время в Афганистане нуристанцы оказались включены в межплеменную борьбу за власть и гражданские войны, и стали довольно ревностными последователями суннитского ислама.
В 2001 году афганским правительством была выделена особая провинция Нуристан, территория которой раньше была поделена между провинциями Лагман и Кунар. Нуристанцы избавились от засилия пуштунской бюрократии, пренебрежительно относившейся к новообращённым мусульманам, и получили значительное влияние на своей земле.
Просмотров: 12348
|