Афганистан - Иранский календарь
23 октября 2010аварийной вскрытие дверей в Симферополе
1. Иранский календарь
2. Современный календарь
Иранский календарь или Солнечная хиджра астрономический солнечный календарь, который используется в качестве официального календаря в Иране и Афганистане. Календарь был разработан при участии Омара Хайяма, и с тех пор несколько раз уточнялся. Он ведёт летосчисление от хиджры годе, в отличие от классического исламского календаря, поэтому его месяцы всегда приходятся на одни и те же времена года. Начало года день весеннего равноденствия.
История
Древнеперсидский календарь
Календарь древних иранцев, как и древнеиндийский календарь, предположительно состоял из шести сезонов, каждый из которых приблизительно соответствовал двум лунным месяцам. Древние персы, придя в соприкосновение с месопотамской культурой, синхронизировали свой календарь с вавилонским. Год начинался в районе весеннего равноденствия и состоял из 12 лунных синодических месяцев, насчитывая таким образом около 354 дней. Для компенсации разницы с тропическим годом раз в шесть лет вставлялся тринадцатый месяц.
Зороастрийский календарь
Предположительно в V в. до н. э. ахеменидской администрацией был введён новый тип календаря солнечный, устроенный по египетскому образцу с 12 месяцами по 30 дней, никак не связанными с фазами луны и названными в честь почитаемых зороастрийских язатов. Как и в египетском календаре, к 360 дням прибавлялись эпагомены 5 дополнительных дней. Чтобы приводить в соответствие такой календарь с тропическим годом в 365,2422 дней, каждые 120 лет вставлялись накапливающиеся 30 дней в виде дополнительного месяца. Именно этот календарь стал прообразом современного иранского календаря, а зороастрийские названия месяцев сохранились в нём до сих пор.
Авестийское имя язата | Значение | Среднеперсидское название | Современное персидское название | |||
Оригинал | Транскрипция | |||||
1 | Frawašinąm | Фраваши | Frawardīn | فروردین | Farvardīn | |
2 | Ašahe Vahištahe | Аша Вахишта |
Ardwahišt | اردیبهشت | Ordībehešt | |
3 | Haurvatātō | Хаурватат | Xordād | خرداد | Xordād | |
4 | Tištryehe | Тиштрия | Tīr | تیر | Tīr | |
5 | Amərətatātō | Амеретат | Amurdād | مرداد | Mordād | |
6 | Xšaθrahe Wairyehe | Хшатра Ваирья |
Šahrewar | شهریور | Šahrīvar | |
7 | Miθrahe | Митра | Mihr | مهر | Mehr | |
8 | Apąm | Воды | Ābān | آبان | Ābān | |
9 | Āθrō | Огонь | Ādur | آذر | Āzar | |
10 | Daθušō | Творец |
Day | دی | Dey | |
11 | Waŋhə̄uš Manaŋhō | Воху Мана |
Wahman | بهمن | Bahman | |
12 | Spəntayā̊ Ārmatōiš | Спента Армаити |
Spandarmad | اسفند | Esfand |
Календарь Джалали
Мусульманские завоеватели, сокрушившие Сасанидский Иран, использовали завещанный Кораном исламский календарь, основанный на годе в 12 лунных месяцев без приведения в соответствие с солнечным годом и ведущий отсчёт годов от хиджры Мухаммада. Этот календарь использовался как официальный во всём исламском мире и сохраняет своё религиозное значение в Иране до сих пор. Между тем совершенная несогласованность его с природными сезонами и, следовательно, сельскохозяйственными циклами, весьма рано заставила мусульманских правителей использовать подобие сасанидского зороастрийского календаря с вставными 5-ью днями каждый год и одним месяцем раз в 120 лет для сбора хараджа с подвластного немусульманского населения.
В 1079 г. в правление сельджукского султана Джалал ад-Дина Малик-шаха был принят официальный солнечный календарь, разработанный группой астрономов Исфахана во главе с Омаром Хайямом. Основным предназначением этого календаря была как можно более строгая привязка Новруза к весеннему равноденствию, понимаемому как вхождение солнца в созвездие Овна. Так, 1 фарвардина 468 солнечного года хиджры, в которое был принят календарь, соответствовало пятнице, 9 рамазана 417 лунного года хиджры и 19 фарвардина 448 года Йездигерда. Для отличия от зороастрийского солнечного года, называемого qadīmī или fārsī, новый календарь стали называть jalālī или malekī в честь самого Мелик-шаха. Так же и новый Новруз получил названия Nowrūz-e malekī, Nowrūz-e solṭānī или Nowrūz-e Ḥamal.
Количество дней в месяцах календаря Джалали варьировало от сроков вступления солнца в тот или иной зодиакальный знак и могло колебаться от 29 до 32 дней. Изначально были предложены инновационные названия месяцев, а также дней каждого месяца по образцу зороастрийского календаря. Однако они не прижились и месяцы стали именоваться в общем случае именем соответствующего знака зодиака. В фарси эти имена представляют собой заимствования из арабского языка.
Несмотря на довольно точное соответствие природным сезонам, календарь Джалали требовал трудоёмких астрономических наблюдений и расчётов, а после смерти его покровителя Мелик-шаха в 1092 г. они фактически прекратились. Тем не менее при его создании была разработана общая формула расчёта високосных лет, в который добавлялся дополнительный 366-й день в году. В общем виде она заключается во вставке 8 високосных дней в 33 года: високосный день вставляется раз в четыре года 6 циклов, а в 7-й он вставляется раз в 5 лет. Потому для государственных и хозяйственных нужд календарь Джалали долго служил в Иране и прилегающих странах.
Двенадцатилетний животный цикл
В XIII в. Ближний Восток был завоёван монголами, принёсшими распространённый в зоне влияния китайской культуры двенадцатилетний цикл годов, называемых по животным. Монгольское нововведение приживалось не сразу и в конечном итоге животный цикл был инкорпорирован в существовавшую систему, где уже сосуществовали религиозный лунный исламский календарь и солнечный календарь Джалали, с существенными изменениями. Солнечный год Джалали, который полностью совпадал по времени начала лунным, исключался из животного цикла.
Просмотров: 40990
|