Афганистан - БТР-60 - Описание конструкции
26 марта 2011вышивальная машина Brother pr-650
1. БТР-60
2. История создания
3. Серийное производство
4. Дальнейшее развитие
5. Модификации
6. Тактико-технические характеристики
7. Описание конструкции
8. Машины на базе БТР-60
9. На вооружении
10. Эксплуатация и боевое применение
11. Оценка машины
12. БТР-60 в сувенирной и игровой индустрии
БТР-60 имел нехарактерную для бронетранспортёров компоновку с расположением отделения управления в лобовой, десантного в средней, а моторно-трансмиссионного в кормовой части машины. Штатный экипаж БТР-60 состоял из двух человек, командира машины и механика-водителя, помимо них бронетранспортёр мог перевозить, в зависимости от модификации, от 8 до 14 человек десанта.
Броневой корпус и башня
БТР-60 имеет слабо дифференцированную противопульную бронезащиту. Броневой корпус транспортёра собирался при помощи сварки из катаных листов гомогенной броневой стали толщиной от 5 до 9 мм на БТР-60П, БТР-60ПА и БТР-60ПА1 и до 11 мм на БТР-60ПБ. Большинство листов вертикального бронирования БТР-60, за исключением нижних бортовых и кормового, установлены со значительными углами наклона. Броневой корпус всех модификаций БТР-60 имел обтекаемую форму, повышавшую его водоходные качества и был снабжён складным волноотражательным щитком, укладывавшимся в походном положении на нижний лобовой лист корпуса, слегка повышая таким образом его защиту. На БТР-60П корпус не имел крыши, хотя мог закрываться брезентовым тентом для защиты от дождя. Бронирование БТР-60ПБ, на котором была несколько усилена лобовая защита, обеспечивало ему защиту от стандартной 7,62-мм бронебойной пули Б-32: в лобовой проекции в упор, в верхнюю часть борта корпуса с 360 метров, в нижнюю часть корпуса и корму с 900 метров, в башню с 270 метров. На БТР-60ПБ корпус был полностью герметизирован путём введения резиновых уплотнителей на всех люках и лючках, помимо этого была введена система защиты от оружия массового поражения, состоявшая из фильтровентиляционной установки, обеспечивавшей повышенное давление внутри корпуса, препятствовавшее проникновению внутрь загрязнённого воздуха.
В лобовой части корпуса размещалось отделение управления, в котором, слева и справа соответственно, находились механик-водитель и командир бронетранспортёра. За ним располагалось отделение десанта, на БТР-60ПБ совмещённое с боевым. Десантники располагались в нём на деревянных поперечных скамьях. На БТР-60П имелись четыре трёхместных и одна двухместная спереди, на БТР-60ПА и БТР-60ПА1 были оставлены только трёхместные. На БТР-60ПБ были оставлены только две трёхместных скамьи, в дополнение к которым имелись два одноместных сидения спереди, расположенные по бортам корпуса. Запас плавучести машины позволял перевозить на броне через небольшие водные преграды дополнительно до 10 человек.
Посадка и высадка экипажа и десантников на БТР-60П осуществлялась через верх, в чём им помогали четыре откидывающихся в сторону дверцы в верхней части бортов. На БТР-60ПА и БТР-60ПА1 механик-водитель и командир получили два индивидуальных полукруглых люка над своими рабочими местами, десант же располагал двумя прямоугольными люками в крыше десантного отделения одним в лобовой части, применявшимся также для стрельбы из пулемёта, и одним в кормовой части с левого борта. Помимо этого, в передней части десантного отделения появились с каждого борта по три закрывающихся броневыми заслонками порта для стрельбы из личного оружия. На БТР-60ПБ верхние люки десанта располагались теперь над ним по диагонали, а в дополнение к ним появились два прямоугольных люка в верхней части бортов корпуса в районе башни. Помимо этого, в корпусе всех модификаций БТР-60 имелся целый ряд люков и лючков, служивших для доступа к агрегатам двигателя и трансмиссии и лебёдки.
Башня БТР-60ПБ была первоначально разработана в начале 1960-х годов для вооружения бронеавтомобиля БРДМ-2 и в дальнейшем башни обеих машин были полностью унифицированы между собой. Башня имеет форму усечённого конуса с плоской наклонной лобовой частью и собирается при помощи сварки из катаных листов гомогенной броневой стали толщиной 7 мм. В лобовой части башни имеются три амбразуры: центральная для пулемёта КПВТ, правая для спаренного пулемёта и левая для перископического прицела, закрываемые изнутри подвижной броневой маской. Башня размещалась над вырезом в крыше десантного отделения бронетранспортёра на шариковой опоре, вращение её осуществлялось вручную при помощи винтового механизма, обеспечивавшего поворот башни на 21° за один оборот маховика. Стрелок, роль которого выполнял один из членов десанта, размещался в башне на подвешенном к ней сиденье.
Вооружение
На БТР-60П всё вооружение состояло из 7,62-мм пулемёта СГМБ, устанавливавшегося на одном из трёх кронштейнов в лобовой части корпуса и по бортам. Боекомплект пулемёта составлял 1250 патронов в 5 лентах. На БТР-60ПА и БТР-60ПА1, СГМБ был заменён на ПКБ того же калибра и с тем же боекомплектом, аналогичная замена впоследствии осуществлялась и на уже выпущенных БТР-60П. Кроме этого, в бронетранспортёре, помимо оружия десанта, имелись: 7,62-мм автомат АК-47 с боекомплектом из 300 патронов в 10 магазинах, гранатомёт РПГ-7 с боекомплектом из 5 ракет и 10 гранат Ф-1. Существуют также фотографии БТР-60П/ПА/ПА1 с вооружением, состоящим из 12,7-мм пулемёта ДШК на лобовом кронштейне и СГМБ на боковых, однако штатной такая конфигурация не являлась и использовалась только на парадах.
На БТР-60ПБ, вооружение составила спаренная установка 14,5-мм пулемёта КПВТ и 7,62-мм ПКТ. Установка размещается на цапфах в лобовой части башни, её наведение в вертикальной плоскости, в пределах −5…+30°, осуществляется вручную при помощи винтового механизма, горизонтальная наводка осуществляется вращением башни. Наводка пулемётов на цель осуществлялась при помощи перископического оптического прицела ПП-61, имевшего увеличение 2,6× при поле зрения в 23° и обеспечивавшего огонь из КПВТ на дальность до 2000 метров и из ПКТ до 1500 метров. КПВТ предназначен для борьбы с легкобронированной и небронированной техникой противника и имеет боекомплект 500 патронов в 10 лентах, снаряжённых бронебойно-зажигательными пулями Б-32 или бронебойно-зажигательными, с сердечником из карбида вольфрама, пулями БС. ПКТ же предназначен для поражения живой силы и огневых средств противника и имеет боекомплект в 2000 патронов в 8 лентах.
Таблица бронепробиваемости для КПВТ | ||||||
Пуля \ Расстояние, м | 100 | 250 | 500 | 750 | 1000 | |
Б-32 | ||||||
30 | ||||||
БС | ||||||
50 | ||||||
Следует помнить, что в разное время и в разных странах использовались различные методики определения бронепробиваемости. Как следствие, прямое сравнение с аналогичными данными других орудий часто бывает затруднено. |
Средства наблюдения и связи
На БТР-60П ранних выпусков командир и механик-водитель в дневное время в небоевых условиях осуществляли наблюдение за местностью через два люка в верхнем лобовом листе корпуса. Для наблюдения за лобовым сектором в боевых условиях, а также по бортам машины, использовались съёмные призматические смотровые приборы Б-1, установленные по три в крышках люков, а также в верхних скуловых бронелистах два в левом и один в правом. На БТР-60П поздних выпусков командир получил также поворотный перископический смотровой прибор ТПКУ-2Б, имевший увеличение 5× при поле зрения в 7°30′, а для наблюдения за местностью в ночное время бронетранспортёр стал оснащаться съёмными перископическими пассивными приборами ночного видения ТВН-2 для механика-водителя и ТКН-1 для командира, устанавливавшимися в гнёздах над верхним лобовым бронелистом, а также инфракрасным прожектором ОУ-3. Та же конфигурация смотровых приборов сохранялась и на БТР-60ПА и БТР-60ПА1.
На БТР-60ПБ командир сохранил свой смотровой прибор ТПКУ-2Б, но место смотровых приборов Б-1 заняли перископические смотровые приборы ТНП-Б, устанавливавшиеся следующим образом: два по бокам от ТПКУ-2Б командира, три у механика-водителя для обзора лобового сектора, по одному на верхних скуловых бронелистах и по одному в передней части верхних бортовых бронелистов. Сохранены были и приборы ночного видения, но прожектор заменён на улучшенный ОУ-3ГА2. Десантники получили в своё распоряжение перископические смотровые приборы: МК-4Н, устанавливавшийся в крыше корпуса за башней слева и ТНП-Б, устанавливавшийся в верхнем бортовом листе корпуса напротив него. Стрелок в башне средств наблюдения за местностью, помимо прицела пулемётов, первоначально не имел, но на БТР-60ПБ поздних выпусков в крыше башни стал устанавливаться перископический смотровой прибор ТНПТ-1 для обзора задней полусферы.
Для внешней связи на БТР-60П, БТР-60ПА и БТР-60ПА1 устанавливалась радиостанция Р-113, а на БТР-60ПБ Р-123. Для внутренней связи на БТР-60ПБ устанавливалось танковое переговорное устройство Р-124 на трёх абонентов командира, механика-водителя и башенного стрелка.
Двигатели и трансмиссия
Силовая установка БТР-60 состояла из двух спаренных рядных 6-цилиндровых карбюраторных двигателей жидкостного охлаждения модели ГАЗ-40П, являвшихся форсированным вариантом двигателя грузового автомобиля ГАЗ-51 и развивавших мощность до 90 л. с. каждый. Оба двигателя устанавливались на общей раме в моторном отделении вдоль оси машины и приводили по два моста каждый: правый двигатель первого и третьего, левый второго и четвёртого спереди, причём передние два моста могли отключаться. Также оба двигателя совместно приводили водомётный движитель, а правый работал и на привод лебёдки. Два топливных бака устанавливались в изолированных отсеках в моторно-трансмиссионном отделении.
Каждый из двигателей бронетранспортёра работал на отдельную трансмиссию, в состав которой входили:
- Однодисковое сцепление сухого трения с гидравлическим приводом, смонтированное в едином блоке с двигателем и коробкой передач;
- Механическая четырёхступенчатая коробка передач с коробкой отбора мощности к водомётному движителю;
- Раздаточная коробка с понижающей передачей, на правом двигателе также с механизмом отбора мощности к лебёдке;
- Две главные передачи с кулачковыми дифференциалами повышенного трения;
- Четыре колёсных редуктора;
- Ряд карданных валов, соединявших агрегаты трансмиссии между собой.
Конструкция трансмиссии позволяет при выходе из строя или отключении одного из двигателей продолжать движение бронетранспортёра со скоростью до 60 км/ч по шоссе и сниженной проходимостью.
Ходовая часть
БТР-60 имеет колёсную формулу 8×8 с четырьмя равнорасположенными по базе мостами и управляемыми двумя передними парами колёс. Колёса бронетранспортёра оснащены пулестойкими односкатными шинами размера 13.00-18″ и имеют центральную систему регулировки давления воздуха с двумя компрессорами, позволяющую изменять его, в том числе и на ходу, в пределах от 0,5 до 2,5 кгс/см². Это может использоваться как для повышения проходимости, так и для продолжения движения при не слишком серьёзном повреждении шины. Удельное давление на грунт в зависимости от давления в шинах может колебаться от 0,96 до 2,16 кгс/см², при этом первое значение вполне сопоставимо с удельным давлением, создаваемым основными боевыми танками и даже меньше, чем у ряда современных их образцов. Подвеска всех колёс независимая, торсионная. Каждое колесо подвешено на двух расположенных друг над другом рычагах, шарнирно соединённых с бортом корпуса. Нижний из них подвешен на расположенном продольно вдоль борта корпуса торсионном валу, а верхний на первой, второй и четвёртой осях имеет по два гидравлических амортизатора. Благодаря четырёхосной формуле, БТР-60 способен продолжать движение, потеряв полностью любые два колеса.
Водоходный движитель
Для передвижения на плаву на БТР-60 применён водомётный движитель. Он размещается в кормовой части машины под двигательной установкой и представляет собой водовод, идущий от днища моторно-трансмиссионного отделения к нижнему кормовому листу. В водоводе размещён четырёхлопастной винт диаметром 600 мм, приводимый от обоих двигателей. Входное отверстие водовода закрывается решёткой, а выходное двухстворчатой броневой заслонкой с гидравлическим приводом. Поворот на воде осуществляется при помощи двух установленных в водоводе рулей, управление которых сблокировано с поворотом колёс. Для движения задним ходом выходное отверстие закрывается и поток воды направляется в боковые водоводы, выходящие в бортовые листы. При выходе водомёта из строя бронетранспортёр способен продолжать движение за счёт вращения колёс со скоростью до 4 км/ч.
Просмотров: 91311
|