Афганистан - Ай-Ханум - История города

24 октября 2010


Оглавление:
1. Ай-Ханум
2. История города
3. Уничтожение городища



Уже в эпоху бронзового века на территории города существовало поселение. Во время походов Александра Македонского, вероятно, здесь предполагалось основать крупный город, форпост восточной Бактрии. Однако реальное заселение датируется временем Селевка Никатора и относится к рубежу IV—III вв. до н. э. Расцвет города приходится на III—II вв. до н. э., когда были возведено большинство зданий. Разрушение города связывается с нашествием кочевых племен тохаров на Бактрию в середине II в.. С тех пор город больше не восстанавливался.

Изучение города

Открытие и исследование города связано с именем афганского короля Захир-шаха, большого любителя древностей. Во время одного из путешествий короля по регионам страны представители местной администрации устроили для короля традиционную охоту на тигра, но зная о исторических увлечениях Захир-шаха, обставили её так, чтобы маршрут лова проходил по территории, «…где из земли торчали каменные столбы». Король, естественно, обнаружил остатки древних строений и сообщил об этом Даниэлю Шлюмберже, занимавшему тогда пост директора Французской археологической миссии в Афганистане.

Шлюмберже со своим помощником Полем Бернаром выехали на место. Уже сам осмотр территории городища и характер подъёмного материала позволил говорить о уникальном открытии эллинистического города в глубинах Азии. Это открытие существенно изменило представления о характере и качественных характеристиках эллинистической культуры в Азии.

Развенчание «Бактрийского миража»

Еще с XVIII в. европейским ученым были известны монеты высокого качества с удивительно искусно выполненными портретами греческих царей Бактрии. Однако зримых памятников бактрийской культуры, подобных Риму, афинскому Акрополю, или персидскому Персеполю обнаружено не было. Поэтому исследователи оперировали в основном материалами последующих эпох, реконструируя на их основе античную культуру Центральной Азии. Несмотря на огромное количество материалов кушанской эпохи, говоряших о устойчивой античной основе, отсутствие непосредственно эллинистических памятников представлялось досадным недоразумением. Особенно остро вопрос об эллинистической культуре Бактрии встал после неудачи с зондажами в Балхе, где эллинистические слои были либо частично скрыты из-за высоко уровня грунтовых вод, или же давали невыразительный материал, что побудило выдвинуть тезис о «бактрийском мираже», говорящим о том, что Бактрия была слаборазвитой страной, монетные формы для которой делали приезжие греческие мастера, а античные мотивы в буддийские памятниках объяснялись римским влиянием. Более трезво мыслящие исследователи, среди которых особенно выделялся Д.Шлюмберже, предполагали, что отсутствие эллинистических памятников связано с плохой изученностью региона.

Однако в ситуация усугублялась общей слабой изученностью эллинистических памятников Востока, что давало повод говорить о слабости греко-македонской колонизации и периферийном значении восточного региона в в системе всей античной культуры. Но, как впоследствии оказалось, слабая изученность эллинистической культуры Востока была связана именно с греко-македонской колонизацией, так как большинство современных городов этого региона возникло именно в ту эпоху. Ай-Ханум был единственным крупным эллинистическим городом в Центральной Азии, сохранившимся в таком хорошом ссостоянии и давшим эталонные памятники эллинистической культуры мирового уровня.


Планомерные исследования 1965—1978 гг.

В том же 1964 г. Д.Шлюмберже выехал на повышение в Дамаск, осуществив мечту своей жизни — открыв настоящий эллинистический город в Центральной Азии. С 1965 года началось планомерное исследование городища французскими археологами во главе с профессором П.Бернаром, ставшим главой мисссии. Городище находилось непосредственно у советско-афганской границы, поэтому первые два года в раскопках принимали участие советские специалисты — в 1965 г. это были И. Т. Кругликова и Б. А. Литвинский, в 1966 г. — Г. А. Кошеленко и Р. М. Мунчаев.

Вплоть до 1978 г. были выявлены и исследованы основные здания и сооружения древнего города. Были исследованы: дворцовый комплекс с парадным двором, украшенным колоннадой коринфского ордера, обследованы кладовые и архив, где обнаружили фрагменты папируса с философским трактатом круга Платона. Также исследован гимнасий очень крупных размеров, в котором была обнаружена стела с дельфийскими максимами — афоризмами на каждый период жизни, скопированными философом-перипатетиком Клеархом из Сол. Возле дворца был обнаружен и раскопан героон Кинея — одного из основателей города. Рядом с ним было исследовано несколько зданий. В Ай-Ханум был открыт типично греческий театр, располагавшийся на склоне Акрополя. Также были сследованы фортификационные сооружения вавилонского типа — толстые стены из сырцового кирпича.

Последние несколько лет исследовалась также и хора — земледельческая округа древнего города, возволившая выявить сеть сельских поселений и систему ирригационных сооружений, строительство которых, вероятно, было довольно трудоемкиим и, довольно дорогостоящим предприятием.



Просмотров: 16003


<<< История Афганистана
Акора >>>