Афганистан - Кабус-Наме

24 октября 2010





Кабус-наме — написанная Кей-Кавусом на 63 году жизни, 1082—1083 гг., для своего сына Гиляншаху. Книга является ценным педагогическим трудом, имеет сорок две главы о поведении в обществе, ведении хозяйства, служении господину, о правилах правления, воспитании наследника и т. п.

Кабус-нама была переведена и издана на нескольких языках: 1432 году турецком, 1786-1787 гг. уйгуском, 1886 на французском, русском языках, в 1953 повторно переведена на русский Эдуардом Бертельсом, 1992 переведена с узбекского на казахский Турсунали Айнабековым.

Главы

ПРЕДИСЛОВИЕ

« Слава владыке миров и достохвалъное будущее праведным, и да не будет неправосудия иначе, как для притеснителей, и благословение и мир на лучшем из созданных им — Мухаммаде и роде его и сподвижниках его, благороднейших, всех вместе.

А затем так говорит составитель этой книги, эмир Унсуралмаали Кай-Кавкус ибн Искандар ибн Кабус ибн Вушмгир ибн Зияр, клиент повелителя правоверных, сыну своему Гиланшаху. Знай, о сын, что состарился я и старость и немощь овладели мной. Вижу я, что указ об отставке от жизни начертан волосами моими на лице моем и начертание это не сможет стереть никакое ухищрение. Потому, о сын, так как увидел я имя свое в перечне отошедших, счел я за благо, прежде чем дойдет до меня указ об отставке, сложить книгу в осуждение времени и об умении добиться большей доли от доброй славы, дабы досталась она тебе в удел. по причине отцовской любви, дабы прежде чем растопчет тебя рука времени, ты сам взглянул разумным оком на слова мои и получил прибыток и добился доброй славы в обоих мирах. Пусть только не отвращается твое сердце от повиновения этой книги! Тогда мною будет сделано то, что обязательно для любящих отцов. Если же ты не будешь искать доброго удела из речей моих, то есть и другие люди, которые пользуются случаем послушать и повиноваться им.

И хотя время сложилось так, что ни один сын не повинуется советам отца своего и разгорелось в душе у юношей пламя, заставляющее их по небрежению и самообольщению считать свое знание более высоким, чем знание стариков, хотя мне это было известно, но любовь и нежность отеческие не позволили мне промолчать. Потому все, что я сообразно природе своей получил, о всяком разделе я собрал несколько слов и написал в этой книге сколько возможно уместнее и короче. Если ты будешь повиноваться, то этого и достаточно, если же нет, то, что требовалось от отца, я выполнил, ведь говорят же: дело говорящего сказать да и только, а если слушатель не принимает, незачем обижаться.

»
  • Первая глава. О познании Всевышнего Бога
  • Вторая глава. О достоинствах Пророка
  • Третья глава. Об исполнении благодарности Богу
  • Четвёртая глава. О пользе, получаемой от молитвы
  • О раздаче милостыни
  • Пятая глава. О почтении к отцу и к матери
  • Шестая глава. О том, что искусство полезнее высокого родства
  • Седьмая глава. О правилах разговора
  • Восьмая глава. О завещании Нуширвана
  • Десятая глава. О состоянии молодости и старости
  • Десятая глава. О правилах еды и питья
  • Одиннадцатая глава. О питье
  • Двенадцатая глава. О принятии и угощении гостей
  • Тринадцатая глава. Об игре в карты и шахматы
  • Четырнадцатая глава. О любви и влюбленности
  • Пятнадцатая глава. О бане зимой и летом
  • Шестнадцатая глава. О пользе и вреде спанья
  • Семнадцатая глава. Об охоте
  • Восемнадцатая глава. Об игре в мяч
  • Девятнадцатая глава. О войне
  • Двадцатая глава. Каким способом можно нажить деньги
  • Двадцать первая глава. О поручаемых вещах
  • Двадцать вторая глава. О покупке недвижимого имущества
  • Двадцать третья глава. О покупке лошадей
  • Двадцать четвёртая глава. О женитьбе

Двадцать пятая глава. О воспитании детей

« Знай, о дорогой мой, если даст тебе бог сына, то прежде всего дай ему хорошее имя, ибо это — одно из отцовского долга. А затем поручи его разумным и ласковым кормилицам, а когда наступит время обрезания — соверши обряд, и, по мере возможности своей, устрой празднество. Потом заставь его учить Коран, дабы он стал хафизом. Когда подрастет он, обучи его владению оружием, чтобы он научился ездить верхом и владеть оружием и знал, как нужно действовать разного рода оружием. А когда закончит он изучение военного дела, нужно, чтобы ты обучил сына плавать. »

  • Двадцать шестая глава. О дружбе с людьми

Двадцать седьмая глава. О том, как остерегаться врагов

« Старайся не наживать врагов, а если будет у тебя враг, не страшись и не печалься, ибо у кого нет врага, тот достоин радости своих врагов. Но тайно и явно не относись беспечно к делам врага и чини ему зло без устали. Постоянно замышляй против него козни и хитрости, и никогда не считай себя в безопасности от его уловок, и всячески ограждайся от его замыслов, дабы закрыть к себе доступ беде от беспечности. Пока с его стороны действий не будет, ты вражды своей врагу не открывай и перед врагом старайся казаться таким, что если ты даже уже упал, то ему павшим не показывайся при посредстве разумных действий.

На сладкие речи врага не поддавайся, если от него получишь сахар, считай, что это отрава.

Стихи:

Если какая-либо часть твоего тела сдружится с врагом,
Считай, что два врага, два раза извлеки меч, две раны нанеси.

От сильного врага никогда не считай себя в безопасности и остерегайся его, ибо двоих надо страшиться: один — это сильный враг, а другой — коварный друг. Врага своего ничтожным не считай, со слабым врагом враждуй так же, как с сильным, и не говори: кто он, мол, такой, да что такое.

Рассказ. Так слыхал я, что был в Хорасане айяр, весьма почтенный и добрый человек и известный, а по имени Мухаллаб. Как-то раз проходил он по кварталу, по дороге наступил на дынную корку и упал. Вытащил он нож и изрезал дыню на мелкие куски. Сказали ему: «О ходжа, ты человек столь почтенный и хитроумный, не стыдишься ты разве ударять ножом по дынной корке?» Мухаллаб ответил: «Меня сбила с ног дынная корка, кого же мне ударить ножом? То, что меня сбило с ног, то и было врагом, а врага нельзя считать ничтожным, если бы даже это и презренный враг, ибо кто считает врага ничтожным, тот скоро станет ничтожным».

»

  • Двадцать восьмая глава. О наказании и прощении проступков
  • Двадцать девятая глава. Об исполнении разных должностей
  • Тридцатая глава. О правилах продажи и покупки
  • Тридцать первая глава. О врачах и медицине
  • Тридцать вторая глава. Об астрологии
  • О геометрии и арифметике
  • Тридцать третья глава. О пении и певцах
  • Тридцать четвёртая глава. Об игре на музыкальных инструментах
  • Тридцать пятая глава. О служении царям
  • Тридцать шестая глава. О правилах беседы с царями
  • Тридцать седьмая глава. О письмоводителях и секретарях
  • Тридцать восьмая глава. О должности визиря
  • Тридцать девятая глава. О должности военного министра
  • Сороковая глава. О долге и обязанности падишаха
  • Сорок первая глава. О земледелии и других хозяйственных работах
  • Сорок вторая глава. О великодушии и щедрости


Просмотров: 11651


<<< Гомосексуальные мотивы в персидской любовной поэзии
Касыда >>>